Положение о самоконтроле
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящее Положение разработано в соответствии с кодексом Республики Беларусь об образовании, Уставом государственного учреждения образования «Лельчицкая районная гимназия имени И.А.Колоса» (далее – гимназии) и регулирует содержание, систематичность и порядок проведения самоконтроля за образовательной деятельностью для обеспечения качества образования.
2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ САМОКОНТРОЛЯ
2.1. Цели:
- изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса;
- обеспечение функционирования учреждения образования в соответствии с требованиями, предъявляемыми к организации образовательного процесса;
- совершенствование деятельности педагогического коллектива по обеспечению доступности, качества и эффективности образования;
- повышение профессионального мастерства членов педагогического коллектива.
2.2. Задачи:
- обеспечить контроль за соблюдением законодательства в области образования;
- выявлять проблемы, противоречия, случаи нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых актов, принимать меры по их пресечению;
- получить объективную информацию о состоянии преподавания учебных предметов; провести анализ достижений в обучении и воспитании для прогнозирования перспектив развития гимназии;
- изучить результаты педагогической деятельности и разработать предложения по совершенствованию организации образовательного процесса и распространению педагогического опыта;
- оказать методическую помощь педагогическим работникам в процессе контроля;
- совершенствовать систему контроля за состоянием и ведением документации.
3.ОСНОВАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
3.1. Плановый контроль (согласно перспективному плану контроля за состоянием преподавания учебных предметов, плану работы гимназии на учебный год).
3.2. Оперативный контроль за деятельностью отдельных работников или структурных подразделений гимназии при установлении фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращении учащихся и их законных представителей, организаций с целью решения конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.
4. ФУНКЦИИ, НАПРАВЛЕНИЯ И ОБЪЕКТЫ САМОКОНТРОЛЯ
4.1. Функции самоконтроля:
-информационно-аналитическая;
-контрольно-диагностическая;
-коррекционно-регулятивная.
4.2. Направления самоконтроля:
соблюдение законодательства Республики Беларусь и государственной политики в сфере образования;
соблюдение положений Устава гимназии, правил внутреннего распорядка и иных локальных актов гимназии;
реализация утвержденных образовательных программ и учебных планов;
соблюдение порядка проведения аттестации, текущего контроля успеваемости;
качество ведения документации (классные журналы, дневники, личные дела, календарно-тематическое и поурочное планирование);
использование методического и информационного обеспечения образовательного процесса, финансовых и материальных средств в соответствии с нормативами;
4.3. Объекты самоконтроля:
условия образовательного процесса;
ход образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования;
образовательный процесс;
методическая деятельность;
психологическое состояние участников образовательного процесса.
5. ВИДЫ САМОКОНТРОЛЯ
-тематический
-фронтальный
6.ФОРМЫ САМОКОНТРОЛЯ
персональный, предметно-обобщающий, классно-обобщающий, обобщающий
7.МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ
анкетирование, тестирование, собеседование, социальный опрос, наблюдение, посещение учебных занятий, изучение документации, беседа, анализ результатов учебной деятельности.
8. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ САМОКОНТРОЛЯ
8.1. Самоконтроль осуществляет директор учреждения образования, его заместители, руководители учебно - методических формирований, иные педагогические работники, эксперты. Программа самоконтроля утверждается директором, доводится до сведения членов комиссии и педагогических работников.
8.2. В качестве экспертов к участию в самоконтроле могут привлекаться сторонние (компетентные) организации и специалисты в соответствии с приказом.
8.3. При осуществлении фронтального контроля директор издает приказ о сроках и теме предстоящего контроля, создании комиссии, утверждает программу проведения, устанавливает сроки проведения и предоставления итоговой информации.
8.4. Продолжительность тематического и фронтального контроля не должна превышать 30 дней с посещением не более 5 учебных занятий у одного педагогического работника.
8.5. При проведении планового контроля не требуется дополнительное предупреждение учителя, если в недельном плане работы школы указываются сроки контроля.
8.6. При проведении оперативного контроля о посещении учебного занятия педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 час до посещения занятия.
8.7. Члены комиссии имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету самоконтроля.
9. РЕЗУЛЬТАТЫ САМОКОНТРОЛЯ
9.1. Результаты самоконтроля оформляются в виде:
-справки;
-аналитической информации;
-приказа о состоянии дел по проверяемому вопросу;
-иной формы, установленной в гимназии.
9.2. Итоговый материал может содержать констатацию фактов, их анализ, выводы и рекомендации.
9.3. По итогам самоконтроля в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом реального положения дел проводятся заседания педагогического совета, совещания с педагогическим составом.
9.4. Информация об итогах самоконтроля заслушивается в течение 1 месяца с момента завершения мероприятий. При несогласии педагога с результатами контроля в целом или по отдельным фактам и выводам он вправе сделать запись об этом в итоговом материале.
9.5. Результаты самоконтроля могут учитываться при проведении аттестации педагогических работников.
9.6. Директор гимназии по результатам самоконтроля принимает следующие решения:
-об издании соответствующего приказа;
-о формировании перечня поручений по итогам обсуждения материалов самоконтроля;
-о проведении повторного контроля;
-о поощрении работников;
-о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц;
-иные решения в пределах своей компетенции.
9.7. О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях учащихся, законных представителей, а также в обращениях и запросах других граждан и организаций, им сообщается в установленном порядке и в установленные сроки.
10. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ САМОКОНТРОЛЯ
10.1. Осуществляющий самоконтроль несет ответственность за:
тактичное отношение к педагогическому работнику во время проведения контрольных мероприятий;
10.2.качественную подготовку к проведению контроля деятельности педагогического работника;
10.3.ознакомление с итогами контроля педагогического работника до вынесения результатов на широкое обсуждение;
10.4.срыв сроков проведения самоконтроля;
10.5.качество проведения анализа деятельности педагогического работника;
10.6 соблюдение конфиденциальности при обнаружении недостатков в работе педагогического работника при условии устранения их в процессе самоконтроля;
10.7. доказательность выводов по итогам контроля.
11. ДОКУМЕНТАЦИЯ
11.1. План самоконтроля;
11.2. Приказ о проведении самоконтроля;
11.3. Отчет о выполнении самоконтроля;
11.4. Доклады, сообщения на педагогическом совете, совещаниях при директоре, заместителях;
11.5. Справки, акты по проверке, информационно-аналитические материалы.