ф1. Реализация учебной программы факультативных занятий «В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию» в профильных классах (группах) инженерной направленности Учебная программа факультативных занятий «В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию» (далее – программа факультативных занятий) направлена на знакомство учащихся с многообразием инженерной деятельности, формирование технологической культуры учащихся, развитие интереса к инженерной деятельности, создание условий для осознанного выбора направления для продолжения образования. Программа факультативных занятий рассчитана на 138 часов, в том числе 70 часов в Х классе (2 часа в неделю), 68 часов в XI классе и является частью теоретической и практической подготовки, самостоятельной работы учащихся в профильных классах (группах) инженерной направленности наряду с изучением содержания не менее двух учебных предметов на повышенном уровне.

Программа факультативных занятий имеет ряд особенностей.
Теоретическая подготовка включает аспекты, связанные с получением сведений об особенностях и ценности инженерной профессии.

Практическая подготовка предусматривает знакомство с рабочими местами инженеров, оборудованием, предприятиями, а также непосредственное участие в выполнении тематических индивидуальных или групповых проектов. Одна из значимых идей реализации программы факультативных занятий – создание условий для проектной деятельности учащихся, в том числе и с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Программа факультативных занятий отличается концентрическим характером построения, что позволяет постепенно наращивать объем и усложнять изучаемое содержание, обеспечивая его разнообразие; положительно влиять на поддержание и стимулирование интереса учащихся.
Содержание программы факультативных занятий представлено по модульно-блочному принципу: разбито на относительно самостоятельные модули, что способствует выстраиванию множества траекторий изучения учебного материала. Этот подход позволяет избежать перегрузки учащихся и преподавателей учреждений высшего образования, накладок при планировании взаимодействия между учреждениями.
Преимущественно каждый модуль представлен четырьмя относительно самостоятельными блоками: информационный, ориентирован на формирование знаний об особенностях инженерной деятельности; 4
практический, обеспечивает возможность практической деятельности в формализованной (упрощенной, условной) инженерной деятельности; профориентационный, призван вызвать и закрепить интерес к инженерной деятельности, познакомить с многообразием инженерных профессий; экскурсионный, предусматривает знакомство на основе информационно подкрепленного наблюдения за процессом реализации инженерной деятельности в условиях промышленных предприятий. 2. Особенности организации и планирования обучения учащихся по учебной программе факультативных занятий «В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию» в профильных классах (группах) инженерной направленности Проведение факультативных занятий может быть организовано в шестой школьный день или в течение пятидневной учебной недели.
Модульно-блочный принцип построения программы факультативных занятий предусматривает вариативное формирование образовательных маршрутов с учетом возможностей и планирования образовательной деятельности учреждений общего среднего образования в комплексе, в том числе и в рамках взаимодействия с учреждениями высшего образования.
При составлении календарно-тематического планирования следует принимать во внимание возможность выбора последовательности изучения модулей, блоков и тем, а также перераспределения учебного времени как внутри, так и между модулями при сохранении общего объема учебного времени на учебный год. Начинать изучение материала рекомендуется с модулей «История развития техники и технологий» и «Цифровые и интеллектуальные технологии в инженерии», что позволит создать необходимую основу для осуществления практической и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий. При составлении образовательного маршрута в рамках программы факультативных занятий теоретические занятия целесообразно сочетать с практическими, опираясь на логико-смысловую основу.
В завершение каждого учебного года программой факультативных занятий предусмотрено проведение итогового занятия, на котором учащиеся должны представить результаты своей работы (портфолио).
Портфолио – это способ фиксации, накопления и оценки индивидуальных достижений, который позволяет обеспечить учет результатов, достигнутых учащимся в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, коммуникативной и других, – и является важным элементом реализации практико-ориентированного, 5
деятельностного подходов к образованию. На III ступени общего среднего образования портфолио служит инструментом профилизации обучения и проектирования индивидуальной образовательной траектории учащегося, отражает результаты индивидуальной образовательной активности и допрофессиональной деятельности.
В структуре портфолио целесообразно предусмотреть: резюме учащегося; сведения о результатах проведенного учащимся самоанализа и самодиагностики; описание целей, поставленных учащимся на определенный период, анализ их достижений; личные фотографии; сведения об участии в олимпиадах и конкурсах (указываются вид мероприятия, время его проведения, достигнутый учащимся результат); элементы технического творчества: модели, макеты, приборы (указывается конкретная работа, дается ее описание); копии свидетельств, сертификатов об участии в семинарах, курсах; отзывы, рецензии работ, тексты заключений, письма, характеристики классного руководителя, учителей-предметников, других педагогов.
При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования: систематичность и регулярность ведения портфолио; достоверность сведений, представленных в портфолио; целостность и завершенность представленных материалов; аккуратность и эстетичность оформления; наглядность. 2.1. Организация и проведение занятий информационного блока Одна из основных задач информационного блока – познакомить учащихся с инженерной деятельностью, ее многообразием, значимостью для функционирования различных сфер экономики: автомобиле-, приборо-, машиностроения, энергетики, металлургии, архитектуры и строительства, природопользования и охраны природных ресурсов и других сфер. Достижению поставленной цели будет способствовать работа с информацией, содержащей сведения о промышленном комплексе нашей страны, экономической деятельности в международном масштабе, о специфике производства; соответствующие статистические данные и иное. Значительную часть информации рекомендуется сопровождать демонстрацией презентационного материала, фото- и видеоизображений, что поможет 6
учащимся в понимании описываемых процессов (токарная обработка на станке-автомате); оборудования (система «умный дом»); особенностей организации современного производства (автоматизация легкой, деревообрабатывающей, нефтехимической промышленности, иное).
Инженерия, как и многие другие сферы деятельности, предполагает использование специфической терминологии, поэтому необходимо уделить внимание работе со словарем. Значительная часть инженерных открытий, разработок, инноваций на различных этапах развития техники и технологий принадлежит белорусским ученым-инженерам.
Целесообразно на факультативных занятиях представить учащимся этих людей и общую характеристику их разработок с указанием наиболее важных аспектов, преимуществ, которые обеспечивают их использование.
Для стимулирования интереса и позитивного отношения учащихся к инженерной деятельности рекомендуется регулярно акцентировать внимание на интересных фактах, процессах и явлениях, знание которых важно для выполнения инженерных задач.
С методической точки зрения для достижения поставленной цели целесообразно использование методов активного обучения и воспитания, дидактической эвристики (открытые эвристические задания, эвристические образовательные ситуации), когнитивно-рефлексивной работы с учебной информацией, игровые методы.
Важно создать условия для включения учащихся в активную познавательную, проектную деятельность. Постановка проектной задачи в начале изучения модуля будет способствовать более осознанному, целенаправленному и, соответственно, продуктивному знакомству учащихся с учебным материалом в качестве необходимой составляющей работы над проектом.
Рекомендуемые формы организации обучения: сочетание фронтальной, групповой, парной и индивидуальной форм. 2.2. Организация и проведение занятий практического блока Практическому блоку в программе факультативных занятий отводится значительное по объему учебное время. Назначение данного блока состоит не только в формировании представлений о реальной инженерной деятельности, но и в развитии технологических компетенций, связанных с использованием цифровых, интеллектуальных, аддитивных, информационно-коммуникационных технологий, выбором и корректным применением эффективных способов и средств преобразования материалов, энергии, информации.
Практические занятия являются основой для знакомства с наиболее актуальным программным обеспечением и приобретения 7
разнообразных умений для последующей работы над тематическим индивидуальным или групповым проектом.
Работу на практическом занятии можно построить по следующим двум вариантам плана: Вариант 1 Целеполагание – совместная с учащимися постановка целей занятия, определение планируемого результата работы.
Вводный инструктаж, включающий знакомство с программным обеспечением или оборудованием, на котором будет организована работа, заданием и с последовательностью операций для его выполнения.
Практическая работа – выполнение задания, получение необходимых индивидуальных указаний и рекомендаций от педагогического работника в процессе работы.
Подведение итогов работы – представление результатов, формулирование выводов о возможности использования полученных знаний и умений, анализ допущенных ошибок.
Вариант 2 Целеполагание – совместная с учащимися постановка целей занятия, определение планируемого результата работы.
Вводный инструктаж, включающий знакомство с программным обеспечением или оборудованием, на котором будет организована работа.
Практическая работа – знакомство с заданием и с последовательностью операций для его выполнения, выполнение задания пооперационно, синхронно всеми учащимися, получение необходимых комментариев от педагогического работника, анализ допущенных ошибок и способов их устранения.
Подведение итогов работы – анализ результатов, формулирование выводов о возможности использования полученных знаний и умений.
Поскольку проведение практических занятий подразумевает использование определенного программного и технологического оборудования, то возможно организовать такие занятия на базе лабораторий профильного университета или ресурсного центра учреждения общего среднего образования. 2.3. Организация и проведение занятий профориентационного и экскурсионного блоков Содержание профориентационного блока в рамках программы факультативных занятий ориентировано на ознакомление учащихся с видами инженерной деятельности, квалификациями и различиями в деятельности соответствующих специалистов. Целесообразно предусмотреть возможность демонстрации рабочего места специалиста, 8
основного инструментария его работы: программного обеспечения, технических устройств.
Полезной для учащихся станет и информация об учреждениях высшего образования и специальностях, обучение по которым позволяет получить рассматриваемую квалификацию. Актуальны и сведения об особенностях обучения по специальности: сроки получения образования, наиболее значимые учебные дисциплины, иные сведения.
В рамках такой работы могут быть организованы как теоретические занятия с использованием различных способов визуализации, так и экскурсии, в том числе виртуальные или в формате онлайн. Полезными в этом контексте являются встречи с представителями профессии.
Занятия данного блока успешно сочетаются с экскурсиями на производство или в учреждения высшего образования.
Планировать экскурсионные и выездные мероприятия рекомендуется в каникулярный период учебного года. Предприятия для проведения экскурсий целесообразно выбирать по территориальному принципу. При проведении экскурсий с учащимися следует руководствоваться требованиями, установленными к их организации. 3. Рекомендации по реализации сетевой формы взаимодействия с учреждениями высшего образования и ресурсными центрами в учреждениях общего среднего образования Реализация программы факультативных занятий предусматривает использование как специфического программного обеспечения, так и особого оборудования. Для предоставления учащимся более широкого спектра возможностей целесообразно использовать материально-техническое обеспечение учреждений высшего образования, а также ресурсных центров учреждений общего среднего образования. При определении такой необходимости на основании Положения о сетевой форме взаимодействия при реализации образовательных программ, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2022 № 572, стороны заключают соответствующий договор. В рамках такого договора может быть предусмотрено взаимодействие, в том числе и на уровне кадрового обеспечения учреждений образования: привлечение преподавателей учреждения высшего образования к проведению факультативных занятий как в учреждении общего среднего образования, так и в университете или в ресурсном центре. 4. Использование программного обеспечения для проведения факультативных занятий Программа факультативных занятий предусматривает знакомство со значительным количеством программных продуктов, что позволит не 9
только сформировать представление учащихся о многообразии инструментария для инженерной деятельности, но и развивать технологические компетенции. В процессе проведения факультативных занятий целесообразно познакомить учащихся с максимально широким перечнем программных средств, чему будут способствовать обзорные видеоролики. В практической деятельности может быть использовано программное обеспечение в рамках условий лицензионных договоров между правообладателем и пользователем (учреждением образования), либо находящееся в свободном доступе в интернет-пространстве, либо подтвержденное лицензионным договором с учреждением образования.
Для практических занятий можно использовать методические рекомендации по использованию 3D-принтеров, которые размещены на Национальном образовательном портале
(https://adu.by/ru/homeru/obrazovatelnyj-protsess-2023-2024-uchebnyj-god/obshchee-srednee-obrazovanie/metodicheskie-rekomendatsii-ukazaniya.html).