Тематические планы
- Для родителей учащихся 1-4 классов
- Для родителей учащихся 5-9 классов
- Для родителей учащихся 10 -11 классов
№ | Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов | Сроки проведения | Форма проведения | Ответственные |
1 | 1-е классы | |||
1.1 | Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе. Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе. | сентябрь | семинар-практикум | классный руководитель, педагог-психолог, медицинский работник |
1.2 | Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника. | ноябрь | беседа | классный руководитель, медицинский работник |
1.3 | Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться. | январь | дискуссия | классный руководитель |
1.4 | Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника. Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребёнка. | апрель | семинар-практикум с элементами психологического тренинга | педагог-психолог |
2 | 2-е классы | |||
2.1 | Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьника. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка. | октябрь | семинар-практикум | классный руководитель |
2.2 | Тема 3. Влияние семьи на эмоциональное состояние ребёнка. Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка. | февраль | лекция | педагог-психолог, педагог социальный |
2.4 | Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье. Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребёнка трудиться. | май | круглый стол с элементами дискуссии | классный руководитель |
3 | 3-е классы | |||
3.1 | Тема 1. Значение школьной отметки для ребенка. Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям | сентябрь | беседа | классный руководитель |
3.2 | Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников. Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников. | декабрь | семинар-практикум | педагог-психолог |
3.3 | Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок. Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни. | январь | беседа | педагог социальный, медицинский работник |
3.4 | Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника. Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищённости, тепла и любви. | апрель | семинар-практикум с элементами психологического тренинга | педагог-психолог, педагог социальный |
4 | 4-е классы | |||
4.1 | Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов. Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания и памяти. Личностные особенности младших школьников. | сентябрь | беседа | педагог-психолог, медицинский работник |
4.2 | Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие. | декабрь | круглый стол | классный руководитель, педагог социальный |
4.3 | Тема 3. Ребёнок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Влияние компьютера на организм и личность ребёнка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Сохранение здоровья ребёнка при работе за компьютером. | февраль | дискуссия | педагог-психолог, классный руководитель |
4.4 | Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребёнка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книгам в мире информационных технологий? | май | круглый стол | классный руководитель |
Класс | Темы консультаций для родителей | Ответственные |
1 | Психологические особенности младших школьников | классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
Развитие памяти и внимания младших школьников | ||
Мотивы учения младших школьников | ||
Отношения в семье как основа взаимопонимания | ||
Поощрение и наказание детей в семье | ||
Левша в школе. Как адаптироваться? | ||
2 | Воспитание вежливости | классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
Профилактика жестокого обращения с детьми | ||
Как на самом деле любить своих детей? | ||
Микроклимат в семье и воспитание ребёнка | ||
Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях | ||
Роль отца в воспитании детей | ||
Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребенка | ||
Семейные традиции и ценности в воспитании детей | ||
Учение с увлечением | ||
3 | Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение | педагог-психолог, классный руководитель, педагог социальный |
Как выявить и развить способности детей? | ||
Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста | ||
Идеальные родители глазами детей, идеальный ребенок глазами родителей | ||
Как помочь ребенку стать внимательнее? | ||
Как привить ребенку любовь к чтению? | ||
Конфликтные ситуации между родителями и ребёнком: как услышать ребёнка? | ||
4 | Агрессивное поведение: как помочь ребёнку? | педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель, инспектор по делам несовершеннолетних |
Как помочь ребёнку правильно распределить свое время? | ||
Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем. | ||
Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка. | ||
Интеллектуальное развитие ребёнка. Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии ребёнка. | ||
Организация свободного времени детей в период летних каникул. |
№ | Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов | Сроки проведения | Форма проведения | Ответственные |
1 | 5-е классы | |||
1.1 | Тема 1. Адаптация ребёнка в новом коллективе. Формирование нового учебного коллектива. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассника к школе. | сентябрь | семинар-практикум | классный руководитель, педагог-психолог, медицинский работник |
1.2 | Тема 2. Ребенок среди сверстников. Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку наладить отношения со сверстниками? | ноябрь | беседа | классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
1.3 | Тема 3. Ваш ребёнок вырос. Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возрастаю | февраль | лекция | педагог-психолог, педагог социальный, медицинский работник |
1.4 | Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье. Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета. | май | круглый стол с элементами дискуссии | классный руководитель, педагог социальный |
2 | 6-е классы | |||
2.1 | Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Ребёнок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребёнка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка. | сентябрь | семинар-практикум | классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
2.2 | Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков. Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. | декабрь | семинар-практикум с элементами психологического тренинга | классный руководитель, педагог-психолог |
2.3 | Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребёнка от опасностей в социальных сетях. | март | круглый стол с элементами дискуссии | классный руководитель, педагог-психолог |
2.4 | Тема 4. Организация летнего отдыха подростков. Правила безопасности поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период. | май | конференция | педагог социальный, медицинский работник |
3 | 7-е классы | |||
3.1 | Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников. Возрастные особенности 13-14 летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе. | сентябрь | беседа | педагог-психолог, медицинский работник |
3.2 | Тема 2. Профилактика правонарушений подростков. Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска». | ноябрь | круглый стол с элементами лекции | педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних |
3.3 | Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста. Жизнь семьи с ребёнком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и не потерять. Правила взаимодействия с подростком. | февраль | беседа | педагог социальный, педагог-психолог |
3.4 | Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков. Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех | апрель | семинар-практикум | классный руководитель, педагог-психолог |
4 | 8-е классы | |||
4.1 | Тема 1. Жизненные цели подростков. Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей. | октябрь | лекция | педагог-психолог, педагог социальный |
4.2 | Тема 2. Как уберечь подростка от насилия. Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»). | декабрь | семинар-практикум с элементами психологического тренинга | педагог-психолог, педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних |
4.3 | Тема 3. Осторожно: суицид. Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения. | март | беседа | педагог-психолог, педагог социальный |
4.4 | Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях. Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей. Семейные конфликты в диаде «родители – дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов. | май | круглый стол | классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
5 | 9-е классы | |||
5.1 | Тема 1. Портрет современного подростка. Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учёбе. | сентябрь | лекция | классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный, медицинский работник |
5.2 | Тема 2. Агрессия, её причины и последствия. Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка. | ноябрь | беседа | педагог-психолог, педагог социальный |
5.3 | Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек. | февраль | круглый стол | классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
5.4 | Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков. | апрель | семинар-практикум | классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
Класс | Темы консультаций для родителей | Ответственные |
5 | Мой ребёнок – подросток. | классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних |
Психологическое особенности младших подростков | ||
Ребёнок в коллективе сверстников | ||
Межличностное общение подростков | ||
Отношения в семье | ||
Компьютерные игры: польза или вред? | ||
Вопросы дисциплины | ||
Ответственность родителей за воспитание детей | ||
6 | Роль отца и матери в воспитании ребёнка | классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних, медицинский работник |
Как научить учиться с удовольствием? | ||
Школьные конфликты | ||
Трудности переходного возраста | ||
Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ? | ||
Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения? | ||
Трудовое воспитание в семье | ||
7 | Ваш любимый неидеальный ребёнок | классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних, медицинский работник |
Подростковый возраст: проблемы полового созревания | ||
Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов | ||
Любовь и дружба в подростковом возрасте | ||
Как помочь ребенку стать взрослым? | ||
Подростки в социальных сетях: безопасное поведение | ||
Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье | ||
Предотвращение отчужденности между родителями и детьми | ||
Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»? | ||
8 | Как научиться понимать и принимать подростка? | классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный, медицинский работник |
О родительском авторитете | ||
Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях? | ||
Подросток в социальных сетях: что делать? | ||
Как научить подростка быть ответственным за свои поступки? | ||
Домашняя работа: удовольствие или наказание? | ||
Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания | ||
Как сохранить репродуктивное здоровье подростка? | ||
9 | Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. | классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних, медицинский работник |
Самооценка поведения | ||
Как помочь подростку в выборе профессии? | ||
Как научить детей распоряжаться деньгами? | ||
Свободное время и его значение в формировании личности подростка. | ||
Интернет-зависимость: пути преодоления. | ||
Организация свободного времени детей и период летних каникул | ||
Ответственное родительство – залог благополучия семьи |
№ | Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов | Сроки проведения | Форма проведения | Ответственные |
1 | 10-е классы | |||
1.1 | Тема 1. Здоровье – это жизнь. Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами. Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки. Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня. | сентябрь | беседа | педагог социальный, медицинский работник |
1.2 | Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка. Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку. | ноябрь | дискуссия | педагог-психолог, медицинский работник |
1.3 | Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек. Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья. Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения. Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП. Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья. | февраль | круглый стол | педагог-психолог, педагог социальный, медицинский работник |
1.4 | Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе? Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе. | апрель | дискуссия с элементами психологиче ского тренинга | классный руководитель, педагог-психолог |
2 | 11-е классы | |||
2.1 | Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассника. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределения старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии. Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии. | октябрь | семинар-практикум | классный руководитель, педагог-психолог |
2.2 | Тема 2. Как уберечь ребёнка от зависимостей? Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости. Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. | декабрь | беседа | педагог-психолог, педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних, медицинский работник |
2.3 | Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни. Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей. Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни. | март | круглый стол | классный руководитель, педагог социальный |
2.4 | Тема 4. Как помочь ребенку в период подготовки к экзаменам? Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой. Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период. | май | семинар-практикум с элементами психологического тренинга | классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный, медицинский работник |
Класс | Темы консультаций для родителей | Ответственные |
10 | Психофизиологические особенности десятиклассников | классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный, медицинский работник |
Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания | ||
Личное ли это дело – личное счастье? | ||
Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников | ||
Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников | ||
Кем быть и каким быть? | ||
Организация досуга старшеклассников | ||
Особенности здоровья и физического развития старшеклассника | ||
Режим учебного и физического труда, личная гигиена | ||
11 | Трудности личностного роста и их влияние на обучение | классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних, медицинский работник |
Роль кино, интернета и телевидения в формировании эстетических идеалов у старшеклассников | ||
Закон и ответственность несовершеннолетних | ||
Формирование здорового образа жизни | ||
Физическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службе | ||
Самореализация личности |