Устав гимназии
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Государственное учреждение образования «Лельчицкая районная гимназия имени И.А.Колоса» зарегистрировано Лельчицким районным исполнительным комитетом 16 июня 2010 г. как государственное учреждение образования «Лельчицкая районная гимназия» в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 490628586.
Решением Лельчицкого районного исполнительного комитета от 23 мая 2022 г. № 494 «О переименовании государственного учреждения образования «Лельчицкая районная гимназия» и утверждении изменений в Устав» переименовано из государственного учреждения образования «Лельчицкая районная гимназия» в государственное учреждение образования «Лельчицкая районная гимназия имени И.А.Колоса» (далее – гимназия).
2. Устав гимназии утвержден в новой редакции в связи с приведением его норм в соответствие с законодательством.
3. Полное наименование:
на русском языке – государственное учреждение образования «Лельчицкая районная гимназия имени И.А.Колоса»;
на белорусском языке – дзяржаўная ўстанова адукацыі «Лельчыцкая раённая гімназія імя І.А.Коласа».
Сокращенное наименование:
на русском языке – Лельчицкая районная гимназия имени И.А.Колоса;
на белорусском языке – Лельчыцкая раённая гімназія імя І.А.Коласа.
4. Место нахождения: 247841, Республика Беларусь, Гомельская область, городской поселок Лельчицы, улица Победы, дом 33.
5. Тип учреждения образования – учреждение общего среднего образования.
6. Вид учреждения образования – гимназия.
Гимназия – учреждение общего среднего образования, которое реализует образовательную программу начального образования, образовательную программу базового образования, образовательную программу среднего образования с изучением отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения и может обеспечивать изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне при реализации образовательной программы базового образования. Гимназия также может реализовывать образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.
7. В своей деятельности гимназия руководствуется Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, декретами, указами и распоряжениями Президента Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс об образовании), постановлениями, приказами Министерства образования, иными актами законодательства, а также настоящим Уставом.
8. Гимназия является юридическим лицом со дня государственной регистрации, в соответствии с законодательством имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь, штамп со своим полным наименованием, может быть истцом и ответчиком в суде.
9. Учредителем гимназии является Лельчицкий районный исполнительный комитет (далее – Учредитель).
10. Имущество гимназии принадлежит на праве собственности Лельчицкому району, распоряжение которым осуществляет в соответствии с законодательством Лельчицкий районный Совет депутатов (далее – Собственник), и закрепляется за гимназией на праве оперативного управления.
11. Органом государственного управления гимназии является отдел образования Лельчицкого районного исполнительного комитета (далее – Уполномоченный орган).
12. Гимназия может иметь свою символику: гимн, флаг, эмблему, свою форму одежды в зависимости от возраста, времени года, назначения, галстук с эмблемой. Символика и порядок ее использования устанавливаются Советом гимназии
13. Гимназия отвечает по своим обязательствам находящимися в ее распоряжении денежными средствами, а также учитываемым на отдельном балансе имуществом, приобретенным от доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам гимназии несет Собственник.
14. Изменения и дополнения в Устав гимназии вносятся после их утверждения Учредителем в порядке, установленном законодательством.
15. Гимназия создается, реорганизуется и ликвидируется в порядке, установленном законодательством.
16. На территории и в здании гимназии может осуществляться видеонаблюдение.
ГЛАВА 2
ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
17. Предметом деятельности гимназии является реализация образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ дополнительного образования детей и молодежи, программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.
18. Цель деятельности гимназии – формирование гражданственности и патриотизма, интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и профессиональное развитие личности учащегося, формирование у него знаний, умений, навыков и компетенций.
19. Задачи гимназии:
обеспечение качества образования;
создание безопасных условий, здоровьесберегающей среды при организации образовательного процесса;
выявление и поддержка одаренных и талантливых учащихся, совершенствование работы с детьми, проявляющими повышенный интерес к учебе;
создание необходимых условий для организации питания и медицинской помощи учащихся;
повышение профессиональной компетентности педагогов;
создание условий для формирования формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности учащегося в соответствии с Кодексом об образовании и Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи;
совершенствование материально-технического обеспечения образовательного процесса.
ГЛАВА 3
ЯЗЫК (ЯЗЫКИ) ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ, ПЕРЕЧЕНЬ РЕАЛИЗУЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, ПРОГРАММ ВОСПИТАНИЯ, ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
20. Обучение и воспитание в гимназии осуществляется на русском языке, по заявлению законных представителей может осуществляться на белорусском языке.
21. Изучение белорусского, русского и одного иностранного языка (английского или немецкого) является обязательным.
22. С учетом возможностей учреждения, для продолжения изучения иностранного языка могут открываться классы (группы) с изучением другого иностранного языка.
23. Порядок изучения белорусского и (или) русского языков иностранными гражданами и лицами без гражданства, временно пребывающими или временно находящимися на территории Республики Беларусь, определяется Министерством образования.
24. В гимназии реализуются следующие программы:
образовательная программа начального образования;
образовательная программа базового образования;
образовательная программа среднего образования;
программа дополнительного образования детей и молодежи;
программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи;
программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.
25. Согласно Общегосударственному классификатору Республики Беларусь (ОК РБ 005 – 2011), утвержденному и введенному в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 5 декабря 2011 г. № 85, гимназия может осуществлять следующие виды деятельности:
85200 начальное образование;
85310 общее базовое образование;
85310 общее среднее образование;
85510 образование в области спорта и отдыха;
85520 образование в области культуры;
85590 прочие виды образования, не включенные в другие группировки;
85600 вспомогательные образовательные услуги;
91101 деятельность библиотек;
91020 деятельность музеев;
68200 сдача внаем собственного и арендуемого недвижимого имущества;
56290 прочие услуги по общественному питанию;
46220 оптовая торговля цветами и другими растениями;
33190 ремонт прочего оборудования;
01620 деятельность, способствующая животноводству;
01630 деятельность по обработке урожая;
93110 деятельность физкультурно-спортивных сооружений;
86909 прочая деятельность по охране здоровья, не включенная в другие группировки;
77210 аренда и лизинг развлекательного и спортивного оборудования;
иные виды, не противоречащие законодательству.
26. Право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения такого разрешения (лицензии).
ГЛАВА 4
ИСТОЧНИКИ И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ
ИМУЩЕСТВА ГИМНАЗИИ
27. Гимназия, в отношении закрепленного за ним имущества, осуществляет право владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных собственником, в соответствии с актами законодательства.
28. Материально-техническую базу гимназии составляют земля, участки, здания, сооружения и оборудование, а также иное имущество, используемое для обучения, воспитания, оздоровления учащихся и для решения других задач в сфере образования.
29. Для организации образовательного процесса учащихся может использоваться материально-техническая база других организаций в порядке, предусмотренном законодательством.
30. Гимназия обеспечивает содержание принадлежащей ей материально-технической базы на уровне требований, определенных соответствующими нормативами, и несет ответственность за сохранность и эффективность ее использования.
31. Полученные доходы от хозяйственной деятельности и имущество, приобретенное за их счет, поступают в оперативное управление гимназии, используются и учитываются ею в порядке, установленном законодательством.
32. Имущество гимназии принадлежит ей на праве оперативного управления. Управление и распоряжение имуществом гимназия осуществляет в пределах, определенных законодательством и Собственником.
33. Имущество гимназии составляют основные фонды и оборотные средства, а также другие материальные ценности.
34. Гимназия имеет право с разрешения Учредителя отчуждать, сдавать в аренду, списывать с баланса здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, передаточные устройства, оборудование.
35. Источниками формирования имущества гимназии являются:
финансирование из районного бюджета;
доходы, полученные от финансово-хозяйственной деятельности;
капитальные вложения и оказание финансовой помощи из районного бюджета и внебюджетных средств;
безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования юридических и физических лиц;
иные источники, не запрещенные законодательством.
36. Гимназия не вправе без согласия Собственника (Учредителя) отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ней имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных по смете.
37. Средства гимназии, полученные от осуществления приносящей доходы деятельности и приобретенное за счет их имущество, поступают в распоряжение гимназии и учитываются на отдельном балансе, если иное не предусмотрено законодательством.
38. Гимназия не имеет права выступать гарантом или поручителем перед банками, кредиторами юридических лиц негосударственной формы собственности и физических лиц по исполнению этими лицами обязательств в возвращении полученных кредитов. Собственник (Учредитель) осуществляют контроль за использованием и сохранностью принадлежащего гимназии имущества.
39. Гимназия может осуществлять платную образовательную деятельность по оказанию дополнительных образовательных услуг, не финансируемых из бюджета.
40. Привлечение гимназией дополнительных средств не влечет за собой снижение нормативов и размеров ее финансирования из бюджета.
41. Дополнительными источниками финансирования гимназии для укрепления, обновления и развития материально-технической базы являются:
доходы от оказания дополнительных платных услуг;
доходы от предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством;
добровольные пожертвования организаций, физических и юридических лиц;
безвозмездная (спонсорская) помощь юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и других источников, не запрещенных законодательством;
иные виды деятельности, не противоречащие законодательству.
42.Оказание платных услуг в сфере образования гимназией осуществляется в рамках законодательства
43. Стоимость дополнительных образовательных услуг определяется в соответствии с законодательством с учетом экономически обоснованных затрат.
44. Денежные средства, полученные в результате осуществления хозяйственной деятельности, в том числе оказания платных услуг, поступают в самостоятельное распоряжение гимназии, учитываются и расходуются по сметам, утверждаемым в соответствии с законодательством.
45. Гимназия отвечает по своим обязательствам за находящимися в ее распоряжении денежными средствами.
46. Учредитель не отвечает по обязательствам гимназии, а гимназия не отвечает по обязательствам Учредителя, за исключением случаев, предусмотренных законодательством и настоящим Уставом.
47. Финансово-хозяйственная деятельность гимназии строится в соответствии с основными положениями хозяйственного механизма Республики Беларусь.
48. Финансово-хозяйственная деятельность гимназии осуществляется государственным учреждением «Центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций Лельчицкого района» (далее – Центр), который приобретает, арендует, заказывает оборудование и иные материальные ресурсы у юридических и физических лиц по безналичному и наличному расчету; заключает договоры с организациями и физическими лицами на выполнение различных видов работ по ремонту гимназии, оформлению и хозяйственному содержанию ее помещений, сооружений.
49. Учет исполнения сметы расходов на содержание гимназии, а также доходов от финансово-хозяйственной деятельности осуществляется Центром в соответствии с актами законодательства и договором «Об оказании услуг для обеспечения деятельности бюджетной организации», заключенным между гимназией и Центром.
50. Бухгалтерский учет результатов деятельности гимназии, ведение статистической и бухгалтерской отчетности в порядке, определенном актами законодательства, осуществляется Центром на договорных условиях, который отвечает перед соответствующими государственными органами за достоверность составленных в гимназии утвержденных норм статистических отчетов.
51. Ответственность за своевременное предоставление отчетности о хозяйственно-финансовой деятельности гимназии в соответствующие государственные органы несет директор гимназии и бухгалтер Центра.
52. Оплата труда работников и их материальное стимулирование осуществляется в пределах единого фонда оплаты труда.
53. Гимназия не вправе выступать гарантом или поручителем перед банками-кредиторами юридических и физических лиц по исполнению этими лицами своих обязательств возвратов полученных кредитов.
54. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью осуществляется в порядке, предусмотренном актами законодательства.
ГЛАВА 5
ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, СТРУКТУРА И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ
55. Управление гимназией осуществляется в соответствии с Кодексом об образовании, положением об учреждении общего среднего образования, иными актами законодательства, Уставом гимназии и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.
56 Непосредственное руководство гимназией осуществляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности уполномоченным им органом по согласованию с Учредителем.
57. Директор гимназии:
действует от имени учреждения образования без доверенности и несет ответственность за результаты своей деятельности;
издает приказы, заключает договоры, выдает доверенности;
осуществляет прием и увольнение работников, утверждает их должностные (рабочие) инструкции;
в управленческой деятельности взаимодействует с органами самоуправления гимназии.
58. Директор гимназии имеет право на заключение договоров с юридическими организациями, физическими лицами на выполнение различных видов работ с целью осуществления хозяйственной деятельности в гимназии в соответствии с законодательством, оказания платных услуг в сфере образования.
59. Директор гимназии осуществляет иные полномочия, установленные Гражданским кодексом Республики Беларусь, Кодексом Республики об образовании и иными актами законодательства.
60. Основным органом самоуправления в гимназии является педагогический совет. Педагогический совет возглавляет директор гимназии. Деятельность педагогического совета осуществляется в соответствии с законодательством.
61. В гимназии могут создаваться попечительский совет, родительский комитет. Положения о данных органах самоуправления утверждаются Министерством образования. Компетенция, состав и организация деятельности данных органов самоуправления определяются в соответствии с актами законодательства.
62. В целях реализации прав учащихся на участие в решении вопросов жизнедеятельности гимназии, формирования ответственной гражданской позиции, развития общественной активности, поддержки и реализации социально значимых инициатив в гимназии создается ученический совет.
63. Общая численность ученического совета - 12 человек. Персональный состав ученического совета определяется приказом директора гимназии. Срок полномочий ученического совета – 2 года. Регламент работы совета определяется гимназией.
64. Для решения основных вопросов деятельности учреждения образования в гимназии создается Совет гимназии. Количественный состав совета формируется в следующей пропорции: 25 % – представители обучающихся гимназии, их законных представителей, 75 % – педагогические и иных работники гимназии. Персональный состав Совета утверждается приказом директора гимназии. Срок полномочий Совета – до 5 лет.
65. В целях социального становления, развития и самореализации работников гимназии, охраны и защиты их прав и законных интересов члены трудового коллектива в соответствии с актами законодательства могут формировать первичную профсоюзную организацию, которая выбирает профсоюзный комитет, являющийся представителем работников гимназии и действующий на принципах социального партнерства.
66. Коллегиальным органом, полномочным принимать решения в сфере трудовых отношений и общественной деятельности трудового коллектива гимназии, является общее собрание трудового коллектива. Общее собрание трудового коллектива рассматривает и принимает решения по вопросам:
обсуждения и утверждения коллективного договора между руководителем и профсоюзным комитетом гимназии;
деятельности профсоюзного комитета и выборов его членов;
выборов представителей в органы самоуправления гимназии, членов аттестационной комиссии;
организации проведения субботников;
проведения подписки на методическую литературу и периодические издания;
создания и деятельности общественных организаций (объединений);
изучения нормативных правовых актов и участия в общественно-политических мероприятиях;
принятия локальных правовых актов;
иного характера, относящимся к деятельности трудового коллектива.
При рассмотрении вопросов, относящихся к педагогической деятельности, и случаях, определенных нормативными документами, на общем собрании присутствуют только педагогические работники.
Решения общего собрания обязательны для исполнения членами трудового коллектива.
67. В гимназии могут создаваться педагогические, ученические, родительские объединения и клубы, которые содействуют совершенствованию качества обучения и воспитания. Положения о педагогических, ученических, родительских объединениях и клубах утверждаются директором гимназии.
ГЛАВА 6
ПОЛНОМОЧИЯ УЧРЕДИТЕЛЯ ГИМНАЗИИ
68. Учредитель в рамках своей компетенции:
обеспечивает создание условий для реализации права граждан на получение общего среднего образования;
принимает решение об изменении вида, реорганизации и ликвидации гимназии в порядке, предусмотренном законодательством;
в случае прекращения деятельности гимназии принимает меры по переводу учащихся с их согласия, согласия законных представителей несовершеннолетних учащихся в другие учреждения образования, реализующие соответствующие программы, в порядке, предусмотренном законодательством;
осуществляют иные полномочия, определяемые Кодексом об образовании и иными актами законодательства.
ГЛАВА 7
ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ И ШТАТНОГО РАСПИСАНИЯ ГИМНАЗИИ
69. Гимназия формирует свою структуру и штатное расписание в соответствии с актами законодательства, его уставом.
70. В структуру гимназии входят структурные подразделения
библиотека;
пункт коррекционно-педагогической помощи;
учебно-опытный участок.
Структурные подразделения осуществляют свою деятельность на основе положений, утвержденных Министерством образования, в соответствии с требованиями актов законодательства.
71. Гимназия может иметь в своей структуре ресурсный центр, учебно-консультационный пункт и другие структурные подразделения.
72. Для удовлетворения образовательных запросов учащихся и их законных представителей в гимназии могут открываться профильные классы с изучением отдельных предметов на повышенном уровне на III ступени общего среднего образования, в VIII и IX классах может быть организовано допрофильное обучение, которое предполагает изучение отдельных предметов на повышенном уровне для подготовки к профильному обучению.
73. Штатное расписание утверждается директором гимназии на основании типовых штатных нормативов, утвержденных Министерством образования, в пределах выделенных бюджетных ассигнований.
74. Трудовые отношения работников в гимназии регулируются трудовыми договорами (контрактами), заключаемыми в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка.
75. Прием на работу педагогических и иных кадров осуществляет директор. Комплектование гимназии педагогическими работниками осуществляется директором на конкурсной основе в соответствии с актами законодательства. Трудовые книжки всех работников гимназии ведутся и хранятся в гимназии.
76. На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимое профессиональное образование. Требования к педагогическим работникам определяются соответствующими квалификационными характеристиками.
77. Педагогическую деятельность в гимназии не могут осуществлять лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью либо не имеющие права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательством;
имеющие судимость;
признанные недееспособными или ограниченно дееспособными;
имеющие медицинские противопоказания к осуществлению педагогической деятельности.
78. Оплата труда работников гимназии производится в соответствии с законодательством. Материальное и моральное поощрение работников, стимулирование их труда осуществляется на основании соответствующих положений, коллективного договора, действующего в гимназии.
79. Аттестация педагогических работников гимназии осуществляется в порядке, определенном Министерством образования.
ГЛАВА 8
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
80. В гимназии осуществляется обучение и воспитание на I, II и III ступенях общего среднего образования.
81. Прием в гимназию осуществляется на основании заявления (от имени несовершеннолетнего заявление подается его законным представителем), свидетельства о рождении или документа, удостоверяющего личность, медицинской справки о состоянии здоровья.
Свидетельство об общем базовом образовании подтверждает получение лицом общего базового образования, которое дает право на продолжение образования на III ступени общего среднего образования в Х классе.
82. Гимназия ведет учет детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования, в порядке, определенном Правительством.
83. Преимущественное право при приеме (зачислении) в гимназию (для получения общего базового образования) имеют лица, проживающие на территории, за которой закреплено учреждение образования. В приеме (зачислении) в гимназию лицу, проживающему на территории, за которой закреплено это учреждение образования, может быть отказано только по причине отсутствия в нем свободного места. При наличии свободных мест в гимназию могут приниматься (зачисляться) лица независимо от места их жительства. Сроки и порядок приема (зачисления) на свободные места лиц, не проживающих на территории, за которой закреплена гимназия, определяются Положением об учреждении общего среднего образования или его виде.
В случае отсутствия свободного места в гимназии лицо, законный представитель несовершеннолетнего лица, проживающие на территории, за которой закреплена гимназия, обращаются в иное учреждение образования или структурное подразделение местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющее государственно-властные полномочия в сфере образования на территории административно-территориальной (территориальной) единицы по месту проживания лица, законного представителя несовершеннолетнего лица.
84. Прием (зачисление) лиц в гимназию для освоения содержания образовательной программы начального образования осуществляется по достижении этими лицами на начало учебного года возраста шести лет или по желанию одного из законных представителей несовершеннолетнего лица с более позднего возраста. По заявлению одного из законных представителей несовершеннолетнего лица при наличии решения педагогического совета допускается прием (зачисление) в I класс лица, которому шесть лет исполняется в текущем календарном году.
85. Прием (зачисление) лица, достигшего возраста четырнадцати лет, в гимназию для получения общего среднего образования осуществляется на основании его заявления и с согласия одного из его законных представителей при предъявлении свидетельства о рождении или документа, удостоверяющего личность, медицинской справки о состоянии здоровья, справки об обучении, если иное не установлено Кодексом об образовании.
От имени несовершеннолетнего лица заявление может быть подано его законным представителем.
86. В гимназию для освоения содержания образовательной программы среднего образования с изучением отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения принимаются (зачисляются) лица, получившие общее базовое образование.
Порядок приема (зачисления) в X класс гимназии определяется Кодексом об образовании, постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 17 августа 2022 г. № 269 «О приеме лиц для получения общего среднего образования в гимназиях, средних школах» и в соответствии с контрольными цифрами приема, утверждаемыми ежегодно учредителем или уполномоченным им органом, по конкурсу на основании результатов итоговой аттестации по учебным предметам, которые выбраны для изучения на повышенном уровне лицами, изъявившими желание участвовать в конкурсе для освоения содержания образовательной программы среднего образования с изучением отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения в гимназии, и среднего балла итоговой аттестации в год приема (зачисления).
87. В гимназии для организации приема (зачисления) лиц, изъявивших желание участвовать в конкурсе для освоения содержания образовательной программы среднего образования с изучением отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения, формирования контингента учащихся по результатам конкурса создается приемная комиссия, возглавляемая руководителем гимназии или уполномоченным им лицом. Приемная комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о приемной комиссии гимназии, которое утверждается Министерством образования.
88. Образовательный процесс в гимназии строится на основе принципов государственной политики Республики Беларусь в области образования и осуществляется в соответствии с образовательными стандартами, а также учебным планом и учебными программами, утвержденными Министерством образования.
89. Ежегодно на основе типового учебного плана, утвержденного Министерством образования, гимназия разрабатывает собственный учебный план, который утверждается директором по согласованию с Уполномоченным органом.
90. Перечень учебных предметов, которые могут изучаться на повышенном уровне, ежегодно определяется руководителем гимназии по согласованию Уполномоченным органом в соответствии с типовым учебным планом гимназии.
91. В целях развития творческих способностей учащихся, удовлетворения индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании в гимназии реализуется образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи по профилям в порядке, установленном кодексом.
92. Форма получения образования в гимназии – очная дневная.
93. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования может быть организован в гимназии и на дому или в сочетании этих форм.
94. Порядок организации освоения содержания образовательных программ общего среднего образования на дому определяется Министерством образования по согласованию с Министерством здравоохранения.
95. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования осуществляется в классах, группах (при делении класса на группы или объединения учащихся параллельных классов в группы) или индивидуально.
96. В гимназии могут открываться группы продленного дня в соответствии с Положением, утвержденным Министерством образования. Наполняемость групп основывается на требованиях и в соответствии с законодательством.
97. Образовательный процесс организуется индивидуально в случаях, если это предусмотрено учебно-программной документацией образовательных программ общего среднего образования, а также на основании решения руководителя гимназии в соответствии с индивидуальным учебным планом. Порядок организации образовательного процесса индивидуально определяется Положением об учреждении общего среднего образования.
98. Образовательный процесс в гимназии организуется по учебным годам. Учебный год делится на четверти.
99. Продолжительность учебного года, четвертей, каникул определяется Министерством образования.
100. Текущая и итоговая аттестация учащихся при освоении образовательных программ общего среднего образования осуществляются в соответствии с Кодексом об образовании, нормативными правовыми актами Министерства образования.
101. Формами организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования является учебное занятие. Дополнительно проводятся факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия, учебно-полевые сборы, общественно полезный труд.
102. Факультативные занятия могут быть естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, спортивной и иной направленности. В гимназии возможно проведение факультативных занятий профессиональной направленности.
103. В гимназии проводятся образовательные мероприятия (олимпиады, конкурсы, турниры, фестивали, семинары, конференции, иные мероприятия) в целях выявления и поддержки одаренных
и талантливых учащихся с учетом многообразия их интересов и возможностей, содействия взаимопониманию и сотрудничеству между участниками образовательного процесса.
104. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования, образовательные мероприятия, а также воспитательная работа с учащимися во внеучебное время организуются в режиме шестидневной недели, которая включает в себя пятидневную учебную неделю и шестой школьный день.
Учебные занятия при реализации образовательной программы среднего образования проводятся в режиме пятидневной учебной недели.
Факультативные занятия, как правило, проводятся до начала либо после завершения учебных занятий. Факультативные занятия в V–XI классах могут проводиться в шестой школьный день.
В шестой школьный день проводятся мероприятия по реализации основных направлений воспитания, в том числе спортивно-массовые, туристические мероприятия, экскурсии. Образовательный процесс при обучении и воспитании на I, II и III ступенях общего среднего образования организуется в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и один день недели для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий.
105. Количество и последовательность учебных, факультативных и иных занятий в течение дня, их распределение по дням недели, время начала и окончания устанавливается расписанием, которое утверждается директором гимназии. Продолжительность учебного занятия 45 минут. Продолжительность перемен устанавливается исходя из конкретных условий работы, необходимости обеспечения организации питания, отдыха учащихся в соответствии с санитарными нормами и правилами.
106. Образовательный процесс при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи осуществляется в объединениях по интересам, которые формируются приказом директора в соответствии с нормативными правовыми документами Министерства образования.
107. Учащиеся гимназии ведут дневники (образец дневника утвержден Министерством образования), где записываются текущие, промежуточные, годовые отметки, замечания педагогов, директора, его заместителей.
108. Получение общего базового и общего среднего образования завершается итоговой аттестацией, которая проводится в соответствии с требованиями, установленными Министерством образования.
109. Учащимся, успешно завершившим общее базовое образование, выдается свидетельство об общем базовом образовании, а учащимся, которые добились особых успехов в учебе при примерном поведении – свидетельство об общем базовом образовании с отличием.
110. Учащимся, завершившим обучение на уровне общего среднего образования, выдается аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью).
Обучающимся, не завершившим освоение содержания образовательных программ, выдается справка об обучении.
При выдаче аттестата об общем среднем образовании обучающиеся могут награждаться похвальными листами. Условия награждения учащихся похвальными листами определяются Министерством образования. Решение о награждении обучающегося похвальным листом принимается директором гимназии.
111. Трудовая деятельность учащихся может включать общественно-полезный труд, сферу социальной помощи, временное трудоустройство, работу в различных трудовых объединениях в течение учебного года и в каникулярное время.
112. Учащийся, который самостоятельно усвоил материал, предусмотренный учебными программами по учебным предметам соответствующего (следующего) класса, или учащийся, который обучался по индивидуальному учебному плану, может быть досрочно переведен в следующий класс в порядке, установленном Министерством образования.
113. Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственной зрелой, творческой личности учащихся.
Основными направлениями воспитательной работы в гимназии являются:
идеологическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся знаний основ государственной идеологии, привитие подрастающему поколению общечеловеческих, гуманистических ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;
гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование у учащихся активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры;
духовно-нравственное воспитание, направленное на приобщение обучающихся к общечеловеческим и гуманистическим ценностям, формирование нравственной культуры;
эстетическое воспитание, направленное на формирование у учащихся эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного;
воспитание психологической культуры, направленное на развитие, саморазвитие и самореализацию личности обучающихся;
воспитание физической культуры, физическое совершенствование;
формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни, осознания значимости здоровья как ценности и важности его сохранения;
семейное и гендерное воспитание, направленное на формирование у обучающихся ответственного отношения к семье, браку, воспитанию детей, осознанных представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в соответствии с традиционными ценностями белорусского общества;
трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание обучающимися труда как личностной и социальной ценности, формирование готовности к осознанному профессиональному выбору;
воспитание, направленное на формирование у учащихся бережного отношения к окружающей среде и природным ресурсам;
воспитание культуры безопасности жизнедеятельности, направленное на формирование у учащихся безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности;
воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у учащихся ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время;
поликультурное воспитание, направленное на формирование у обучающихся толерантного отношения к представителям других культур, национальностей, вероисповеданий;
экономическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся экономической культуры личности.
Воспитание осуществляется на учебных занятиях и в процессе воспитательной работы во внеучебное время.
114. Гимназия использует активные формы работы с учащимися и родителями, в том числе интеллектуальные конкурсы, конференции, выставки творчества учащихся, игровые программы, тематические дискотеки, спортивно-оздоровительные игры, соревнования, клубную работу и др.
115. Гимназия создает условия для работы объединений по интересам, секций, профессиональных союзов, молодежных и иных общественных объединений, деятельность которых не противоречит законодательству.
116. Гимназия создает необходимые условия для организации питания учащихся. Питание организуется в соответствии с требованиями санитарных норм, правил и гигиенических нормативов по установленным нормам питания и денежным нормам расходов на питание для соответствующих категорий учащихся. При необходимости организуется диетическое питание. Нормы питания, денежные нормы расходов на питание утверждаются актами законодательства.
117. Медицинская помощь учащимся оказывается в порядке, установленном законодательством государственными организациями организован медицинский пункт, стоматологический кабинет.
118. Экспериментальная и (или) инновационная деятельность гимназии осуществляется в соответствии с Кодексом об образовании и иными актами законодательства.
119. Контроль и самоконтроль за обеспечением качества образования в гимназии осуществляется в соответствии с законодательством.
Порядок и периодичность проведения самоконтроля за обеспечением качества образования определяются руководителем учреждения образования, организации, реализующей образовательные программы научно-ориентированного образования, иной организации, осуществляющей образовательную деятельность, индивидуальным предпринимателем, осуществляющим образовательную деятельность.
120. Делопроизводство гимназии ведется в соответствии с законодательством. Номенклатура дел гимназии на календарный год утверждается директором.
121. Статистическая отчетность гимназии предоставляется в соответствии с законодательством.
122. Гимназия обеспечивает накопление, учет, хранение и использование архивных документов в соответствии с требованиями законодательства в сфере архивного дела и делопроизводства.
123. Гимназия обеспечивает охрану здоровья обучающихся в соответствии с законодательством.
ГЛАВА 9
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ И НАУЧНОЙ РАБОТЫ
124. Научно-методическая работа осуществляется в соответствии с планами и направлена на разработку учебно-методического обеспечения (рабочие учебные планы и программы, методические указания по проведению различных видов занятий и дисциплин, учебные пособия по предметам и т. д.) образовательного процесса, а также на разработку наиболее эффективных методик преподавания и обмена опытом.
125. Учебно-методическая и научная работа проводятся по утвержденным педагогическим советом планам. Ее результаты, а также работы предметных и цикловых комиссий не менее двух раз в году обсуждаются на совете гимназии и гимназической конференции.
Научно-методической работой гимназии руководит заместитель директора по учебно-методической работе.
126. Гимназия имеет право на разработку и проведение в установленном порядке экспериментальной работы по апробации нового содержания образования, новых педагогических систем, которые формируются на принципах непрерывности и преемственности с другими видами образования.
127. В гимназии создается методический совет, который является профессиональным коллективным общественным органом, основой методической службы гимназии. Права и функции совета закрепляются в Положении о методическом совете.
128. Методический совет одновременно является экспертным советом, анализирующим и корректирующим стратегические документы гимназии, авторские программы и методики педагогов, результаты инноваций в образовательном процессе и другое.
ГЛАВА 10
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
129. Для достижения поставленных целей гимназия имеет право:
осуществлять образовательную деятельность;
осуществлять приносящую доходы деятельность;
формировать структуру и штатное расписание учреждения образования;
участвовать в научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования;
осуществлять проверку подлинности документов об общем базовом образовании при приеме лиц для получения общего среднего образования и при наличии сомнений в их подлинности путем направления запросов в Министерство образования о подтверждении факта их выдачи;
входить в состав ассоциаций (союзов) и иных объединений некоммерческих организаций;
осуществлять международное сотрудничество в сфере образования;
130. Гимназия обязана обеспечивать:
качество общего среднего образования;
разработку и утверждение в установленном порядке структурных элементов научно-методического обеспечения соответствующего образования, его совершенствование;
подбор, прием на работу и расстановку кадров, повышение их квалификации;
материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с установленными санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами;
создание безопасных условий при организации образовательного и воспитательного процессов;
разработку и принятие правил внутреннего распорядка для учащихся, правил внутреннего трудового распорядка учреждения образования;
моральное и материальное стимулирование обучающихся, педагогических и иных работников учреждения образования;
меры социальной защиты учащихся;
создание необходимых условий для организации питания и медицинской помощи обучающимся;
участие в формировании контрольных цифр приема;
патронат лиц с особенностями психофизического развития в течение двух лет после получения образования в этом учреждении образовании в соответствии с Положением о патронате лиц с особенностями психофизического развития, утверждаемым Министерством образования;
ознакомление лиц, законных представителей несовершеннолетних лиц при приеме (зачислении) со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, специальным разрешением(лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для обучающихся, иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности обучающихся, а по их требованию – также с учебно-программной документацией;
содействие уполномоченным государственным органам в проведении контроля за обеспечением качества образования.
131. В целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений в случае возникновения конфликта интересов педагогического работника в гимназии создается комиссия по разрешению конфликта интересов педагогического работника, деятельность которой регламентируется Кодексом об образовании, иными актами законодательства.
132. Учащиеся гимназии имеют право на:
получение образования в соответствии с образовательными программами;
перевод в другое учреждение образования в порядке, устанавливаемом законодательством;
выбор профиля из числа организационного профильного обучения в Гимназии;
обучение и воспитание в соответствии с Кодексом об образовании в пределах содержания образовательной программы по индивидуальному учебному плану;
создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;
уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;
пользование учебниками и учебными пособиями;
каникулы;
бесплатное пользование библиотекой, физкультурно-спортивными сооружениями, учебной базой гимназии;
получение социально-педагогической поддержки психологической помощи со стороны специалистов гимназии;
поощрение за успехи в учебной, общественной, научной, экспериментальной, инновационной деятельности, участие в физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых, спортивных мероприятиях, а также в образовательных мероприятиях;
участие в управлении гимназией;
участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, фестивалях, конференциях, семинарах, праздниках и других образовательных и иных мероприятиях, спортивно-массовых мероприятиях, общественной, научной, экспериментальной, инновационной, культурной деятельности;
ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительным документом, информацией о наличии лицензии на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для обучающихся, иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности учащихся, а также с учебно-программной документацией;
участие в молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству;
обращение в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника в случае возникновения разногласий между участниками образовательных отношений.
Иные права учащихся устанавливаются иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными правовыми актами гимназии.
133. Учащиеся гимназии обязаны:
добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания;
заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся;
уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
не допускать действий, препятствующим другим участникам образовательного процесса исполнять их обязанности и реализовывать их права в сфере образования;
бережно относиться к имуществу гимназии;
исполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренные учебными планами и программами;
быть дисциплинированными, заботиться о репутации гимназии;
достойно вести себя в гимназии и за ее пределами;
выполнять требования педагогических и иных работников гимназии;
соблюдать деловой стиль в одежде.
134. За совершение дисциплинарного проступка к учащемуся могут быть применены следующие меры педагогического воздействия (замечание, осуждение и др.), а также в соответствии с Кодексом об образовании меры дисциплинарного взыскания:
замечание;
выговор.
Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит директору гимназии. При выборе меры дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение обучающегося.
135. Педагогические работники гимназии имеют право на:
защиту профессиональной чести и достоинства;
обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности;
творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения и воспитания;
доступ к учебно-программной, учебно-методической документации, информационно-аналитическим материалам;
участие в обновлении, разработке и определении структуры и содержания структурных элементов научно-методического обеспечения образования;
участие в научной, экспериментальной, инновационной, международной деятельности гимназии;
участие в управлении гимназией;
повышение квалификации;
моральное и материальное поощрение за успехи в педагогической, научной, экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования;
объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения, деятельность которых не противоречит законодательству;
ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной и методической литературы. Порядок, условия и размер ежемесячной компенсации расходов на приобретение учебной и методической литературы педагогическим работникам, перечень должностей педагогических работников, которым выплачивается ежемесячная компенсация расходов на приобретение учебной и методической литературы, определяются Министерством образования;
обращение в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника в случае возникновения разногласий между участниками образовательных отношений;
иные права педагогических работников устанавливаются актами законодательства, учредительными документами и иными локальными правовыми актами гимназии; трудовыми договорами (контрактами).
136. Педагогические работники гимназии обязаны:
осуществлять свою деятельность на профессиональном уровне, обеспечивающем реализацию образовательных программ, программ воспитания;
соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;
уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательного процесса;
повышать свой профессиональный уровень, проходить аттестацию;
пропагандировать здоровый образ жизни среди обучающихся;
обеспечивать соблюдение специальных условий, необходимых для получения образования лицами с особенностями психофизического развития;
проходить предварительный (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) обязательные медицинские осмотры в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством труда и социальной защиты;
иные обязанности педагогических работников устанавливаются актами законодательства, учредительными документами и иными локальными правовыми актами гимназии, трудовыми договорами (контрактами).
Педагогическим работникам запрещается использовать образовательный и воспитательный процессы в политических целях или для побуждения учащихся к действиям, противоречащим Конституции Республики Беларусь и актам законодательства.
137. Законные представители несовершеннолетних учащихся (родители, усыновители (удочерители), опекуны, попечители) имеют право на:
ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для учащихся, иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности обучающихся, а также с учебно-программной документацией;
участие в управлении гимназии;
защиту прав и законных интересов обучающихся, включая обращение в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника в случае возникновения разногласий между участниками образовательных отношений;
получение информации о ходе и содержании образовательного процесса, используемых методах обучения и воспитания, результатах учебной деятельности, учащихся в порядке, определяемом директором гимназии с участием органа самоуправления, в который входят лица из числа законных представителей несовершеннолетних учащихся;
получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) учащихся.
Иные права законных представителей несовершеннолетних учащихся устанавливаются Кодексом об образовании, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными правовыми актами гимназии.
138. Законные представители учащихся гимназии (родители, усыновители (удочерители), опекуны, попечители) обязаны:
обеспечивать условия, необходимые для получения образования и развития учащегося;
уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
обеспечивать выполнение учащимися, законными представителями которых они являются, требований учредительных документов, правил внутреннего распорядка для учащихся;
выполнять требования настоящего Устава в части, касающейся их прав и обязанностей.
139. Законные представители учащихся гимназии в соответствии с законодательством несут ответственность за ненадлежащее воспитание ребенка.
140. Педагогические работники, учащиеся, законные представители учащихся в соответствии с законодательством несут ответственность за повреждение помещений и строений гимназии, учебного оборудования, инвентаря и иного имущества в соответствии с законодательством.
ГЛАВА 11
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
141. Гимназия имеет право осуществлять международное сотрудничество в области образовательной и иной деятельности в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, договорами, заключаемыми между учреждением и организацией иностранного государства.
142. Международное сотрудничество гимназия осуществляет в соответствии с актами законодательства на принципах независимости, равенства, обоюдной выгоды, взаимного уважения и не должно наносить ущерб суверенитету Республики Беларусь, национальной безопасности и интересам личности, общества и государства.
ГЛАВА 12
ПОРЯДОК РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
143. Деятельность гимназии может быть прекращена путем его реорганизации и ликвидации. Решение о реорганизации и ликвидации учреждения принимается учредителем или судом и производится в случаях и порядке, установленных законодательством Республики Беларусь.
144. Решения об изменении вида, о реорганизации, ликвидации гимназии принимаются Учредителем на основании оценки последствий принятия таких решений с учетом количества лиц, подлежащих обучению и воспитанию на уровне общего среднего образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы, и количества государственных учреждений, реализующих образовательные программы общего среднего образования на этой территории.
145. Реорганизация и ликвидация гимназии осуществляются в порядке, установленном Кодексом об образовании, иными актами законодательства.
ГЛАВА 13
ПОРЯДОК ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ УСТАВА, ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И (ИЛИ) ДОПОЛНЕНИЙ В УСТАВ
146. Настоящий Устав утверждается решением Лельчицкого районного исполнительного комитета, вступает в силу с момента его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством.
147. Дополнения и изменения в настоящий Устав вносятся в порядке, установленном законодательством.