Современные гаджеты: угроза или развитие?

Вот что смартфоны делают с мозгом ребенка:

Ребенок не просто много времени проводит в телефоне – его мозг меняется. Он растет в условиях клипового восприятия: резкие кадры, всплески дофамина, отсутствие пауз. Лобные доли, отвечающие за самоконтроль и концентрацию, не формируются должным образом. В семь лет он уже не может дослушать рассказ – ему скучно.

За последние десять лет выросло число диагнозов: «аутичные черты», «эмоциональная нестабильность», «синдром дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ). Родители винят школу или детей, но главный триггер – это телефон. Нервная система не справляется, и это приводит к срывам саморегуляции. Ребенок либо перевозбужден, либо замкнут в себе. Отсюда истерики, тревожность, агрессия, изоляция. Это не особенности характера – это перегрев мозга.

Один психиатр предложил детям с нарушениями поведения отказаться от гаджетов на 30 дней без приема лекарств. На 12-ый день у них нормализовался сон. К 18-му вернулся интерес к жизни. А к 30-му восстановился зрительный контакт. «Это было как детокс от тяжелых наркотиков», - сказал врач. Реакция мозга оказалась шокирующей.

Ошибка думать, что так у всех. Вы можете иначе. Телефон – это не просто экран. Это внешний источник стимуляции, который разрушает способность к эмпатии (эмпатией называют способность замечать и понимать чувства окружающих людей, сочувствовать им или разделять их; проще говоря, эмпатия помогает нам грустить, радоваться и злиться вместе с другими). Эмоции становятся плоскими, а связи – поверхностными. Проблема не в лени – нейросвязи просто не формируются.

Мозг перестает радоваться обычной жизни. Прогулка, игра, чтение больше не вызывают интереса. Только вспышка экрана способна пробудить активность. Без нее ребенок чувствует вялости и апатию. Это не характер – это дофаминовый откат (состояние, когда система вознаграждения мозга, работающая на нейромедиаторе дофамине, истощается). Затем могут наступить депрессия, отстраненность и обесценивание. И вы не понимаете, почему.

 

Вот некоторые законы развития мозга, которые смартфоны и телевизоры нарушают:

 

Развитие в движении

Дошкольник должен познавать мир всем телом. И только к школе должна появиться продолжительная статичность (что, кстати говоря, мозгу тоже не нравится), но в движении остаются голова и руки.

Ребенок, поглощенный смартфоном, компьютером или планшетом двигаться перестает совсем.

 

Целостная работа мозга

При работе с гаджетом мозг посылает колоссальный объем сигналов к мышцам: беги от монстра, прыгай с ребятами на экране, полетай с драконом и т.д. Ребенок всем мозгом участвует во всем, что происходит на экране. А тело все так же обездвижено. Нарушается целостная гармоничная связь мозга с телом. Появляются мышечные напряжения (а они очень сильно нарушают здоровое функционирование мозга).

 

Перегружается нервная система

Не секрет, что электромагнитное излучение от современных коммуникационных устройств оказывает негативное влияние на центральную нервную систему. Причем наиболее подвержен именно детский организм. Дети, регулярно использующие планшеты и смартфоны, отличаются рассеянным вниманием и снижением коэффициента развития интеллекта. В жизни кадры перед глазами не сменяют друг друга так быстро, мозг имеет возможность перезагружаться. Детская нервная система не готова к поглощению такого потока информации без возможности отдохнуть.

 

Нарушение слуха

Плоский звук нарушает процесс переработки аудиальной информации (это сведения полученные посредством слухового восприятия. Уши помогают воспринимать звуковую информацию – речь, музыку, звуковые сигналы, шум. Примерно 9% информации человек получает при органов слуха (аудиальный). Не формируется фонематический слух (это тонкий, систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. Он является частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами.)

 

Ослабевают глазодвигательные мышцы

Так как в норме ребенок, для получения визуальной информации, прослеживает глазами горизонтальные и вертикальные линии.

А глазодвигательные мышцы активизируют зоны мозга, отвечающие за концентрацию внимания и энергию мозга.

 

Что происходит с ребенком в психологическом плане?

Ребенок приобретает форму пассивного отношения к миру. Чтобы получить информацию, развлечение, чувство наслаждения не нужно делать ничего.

Нарушается здоровая коммуникация. По ту стороны экрана много слов, много букв. А ребенок молчит. Ну, только если он не смотрит "Дашу-путешественницу".

Истерики вследствие перегруза нервной системы - обычное дело при такой зависимости.

Эмоциональное напряжение. Мышечные зажимы обязательно переходят в эмоциональное напряжение. Отсюда агрессивное поведение, чрезмерная замкнутость, неврозы.

Нарушенные детско-родительские отношения. Чаще всего ребенок получает гаджет, когда родитель хочет, чтобы ребенок не мешался.

В тот момент альтернативами могли бы быть: общение с ним, привлечение его к помощи в домашних делах, совместная игра и так далее.

 

Иной раз прибегнуть к гаджетам и тем самым отвлечь ребенка - единственный возможный выход.

 

Жизненно необходимо, чтобы ребенок не мешал.

"К примеру, как-то так вышло, что вы пришли с ребенком в суд, а там громкое поведение, мягко говоря, не приветствуется. Такое поведение оправдано", - говорит нейропсихолог.

 

С какого возраста можно пользоваться мобильным телефоном?

 

Многие родители приучивают детей к смартфонам с раннего возраста. Но гаджет — это не панацея, которая должна спасать в любой ситуации.

До 2 лет ребенок не должен пользоваться девайсами вовсе.

Более взрослые дети могут использовать мобильный с ограничениями во времени.

3-5 лет — 30 минут в день.

7-10 – не больше часа.

11-14 лет – 60-90 минут в день.

Старше 14 – не более 90 минут в день.

Стоит выстроить такие отношения с ребенком, чтобы он четко понимал: если смартфон забирают, не нужно умолять родителей посмотреть еще 5 минут. Помимо этого важно выбирать время, в которое ребенок может получить разрешение на смартфон. Например, давайте телефон детям только после того, как они выполнили домашнее задание, обязанности по дому и т.д.

 

Как снизить негативное влияние телефонов на детей?

Самый эффективный способ снизить негативное влияние телефона на ребенка — ограничить его во времени провождении за гаджетом. Чем меньше подросток или ребенок сидит с гаджетом в руках, тем меньше вред техники на его здоровье.

 

Еще один способ как отучить ребенка от смартфона — Правило 4 «В». Чтобы снизить негативное влияние смартфонов на здоровье ребенка, необходимо придерживаться принципа 4 «В»: включил, выбрал, выполнил, выключил.

Вот несколько принципов:

Определите время, когда ребенку нельзя пользоваться телефоном. Введите запрет на гаджет после и перед сном, во время еды.

Используйте смартфон во благо. Если вам необходимо отвлечь ребенка и вы решаете вручить ему телефон, позаботьтесь о том, чтобы контент для ребенка был полезным.

Следите за тем, что делает ваш ребенок в телефоне. Не позволяйте смотреть мультики, в которых содержаться жестокие сцены, не допускайте игры по типу войнушек.

Давайте правильный пример своим детям, ведь они перенимают поведение взрослых. Если вы, придя с работы, включаете телевизор или целыми днями зависаете в гаджете, ребенок будет перенимать эту модель поведения.

Проводите со своими детьми как можно больше свободного времени: гуляйте на свежем воздухе, играйте в настольные игры, выполняйте работу по дому. Это отсечет потребность ребенка занять свое свободное время смартфоном и значительно улучшит ваши взаимоотношения.

 

Так можно ли детям

пользоваться смартфоном?

Ответ: можно, но всего должно быть в меру.