Родительский университет
Меры наказания и поощрения в современной семье
Поощрение и наказание - простейшие из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать свое отношение к поступкам и проявлениям ребенка.
Я думаю, каждый из вас имеет свое мнение по поводу наказаний и поощрений ребенка, и сегодня мне хотелось бы еще раз рассмотреть виды воздействий, их влияние на детей и эффективность.
Люди чаще всего руководствуются мотивом «потому что», хотя логичнее было бы использовать мотив «зачем». Вполне закономерно, что люди стремятся к конкретному результату, прикладывают определенные усилия, следуя намеченным путем.
Какими мы хотим видеть своих детей? Инициативными или пассивными, настойчивыми и упорными или подчиняющимися? Что воспитываем мы в них день изо дня? Взращиваем ли мы в них уверенность в собственных силах и будущих успехах или в очередной раз внушаем неспособность справиться с заданием?
Используя наказание и поощрение, родитель фиксирует внимание чада либо на успехах, либо на неудачах, таким образом, ребенок получает важную информацию о себе, которая ложится в основу «образа Я» и самооценки сына или дочки.
Поощрение положительных проявлений и поступков ребенка способствует повышению его уверенности в себе и чувства компетентности, а следовательно, повышению его самооценки. Постоянное упоминание о недостатках и неудачах повышают неуверенность в собственных силах и внутреннюю тревожность. Каким же мы хотим вырастить своего ребенка? Только определив конечный результат, мы можем правильно использовать воспитательные воздействия, а именно: поощрения или наказания.
Поощрение можно назвать выражением положительной оценки действий детей. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность. Виды поощрения весьма разно образны:
одобрение;
ободрение;
похвала;
благодарность;
предоставление почетных прав и т. д.
Несмотря на кажущуюся простоту, метод требует дозировки и осторожности. Неумение или избыточное поощрение может приносить не только пользу, но и вред воспитанию. Важно соблюдать определенные требования к поощрению.
Наказание обычно используется для искоренения нежелательного поведения и серьезных проступков. Очень важно разделять мелкие и серьезные нарушения. Выбирая способ наказания сына или дочери, родители должны помнить, что физическое наказание унижает ребенка и способствует развитию негативного «образа Я». Наказывать лучше, лишая хорошего, чем делая плохое. Для того чтобы наказание было эффективным и не разрушало доверительные отношения между детьми и родителями, необходимо соблюдать следующие правила:
1. Наказание должно соответствовать проступку ребенка и помогать его исправить. Например, если ребенок получил «2», нет смысла лишать возможности смотреть телевизор на целый месяц. Нужно лишить его удовольствия на то время, которое необходимо для подготовки к исправлению оценки.
Например, если один из братьев получил плохую оценку, не быть наказаны оба брата.
3. Нельзя быть наказанным дважды за один и тот же поступок. Например, родители говорят ребенку, что за беспорядок в комнате он не пойдет в кино, не будет смотреть телевизор и ему не купят новую вещь.
4. Отложенное наказание или угрозы, не приводящие к действиям, вредят авторитету родителей. Нет смысла постоянно повторять сыну или дочке: «Если ты сделаешь это еще раз – я тебя накажу гораздо эффективнее наказать ребенка один раз.
5. Нельзя наказывать ребенка, когда он болен, плохо себя чувствует, когда ребенок старается и у него не получается.
Очень важно помогать сыну или дочке разобраться в причинах случившегося независимо от того, насколько серьезным был проступок. Желая видеть своих детей успешными, не переусердствуйте. Давайте детям право на ошибку.
Сравнивайте своего ребенка не с другими детьми, а с тем, каким он был вчера. Дайте ребенку ощущение роста своих возможностей.
Постарайтесь найти такую сферу деятельности, в которой ваш ребенок успешен. Хвалите сына или дочку почаще.
Вы и ребенок должны верить: все успехи постоянны, а неудачи временны.
Не делайте сыну или дочке замечания у всех на глазах, поговорите с ними наедине.
Постарайтесь не фиксировать внимание школьника на оценке. Лучше оценивать его старание и желание учиться.
Все школьные вопросы решайтe с сыном или дочкой спокойно и доброжелательно, не заставляйте и не настаивайте.
Помогайте ребенку правильно организовать свое рабочее место, приучайте его следить за своими вещами.
Поощрение всегда более эффективно, чем наказание. В свою очередь наказание должно выражаться в лишении сына или дочки приятного и привлекательного, а не в негативном воздействии.
Несколько слов о наказании
Наказывать и ругать ребенка нельзя:
когда ребенок болен, плохо себя чувствует или еще не оправился после болезни
когда ребенок ест;
после сна или перед сном;
во время игры
во время учебы или работы
сразу после физической и душевной травмы (падение, травма, драка, плохая отметка, любая неудача);
когда ребенок не справляется: со страхом, с невнимательностью, ленью, раздражительность;
когда у него что-то не получается;
когда мы сами не в себе: устали, огорчены или раздражительны.
Как дать ребенку почувствовать себя значимым
Практиковать общение на равных, не «сверху», а на уровне глаз.
Попросить ребенка вас чему-нибудь научить.
Спрашивать у детей совета.
Интересоваться планами ребенка и их учитывать.
Спрашивать у ребенка его вещь и стучаться к нему в комнату.
Просить о помощи в чем-либо. После этого не критиковать.
Давать посильные поручения с заведомым успехом.
Одобрение вообще (в целом).
Поддержка в трудной ситуации.
Не сюсюкать с ребенком. Разговаривать как со взрослым.
Встречать как лучшего друга и провожать.
Позволять ребенку защищать себя, в т. ч. от младших и от девочек.
Если вы не правы, просить прощения.
Позволяйте ребенку выражать свои чувства и делитесь своими.
Позволяйте детям делать ошибки и встречаться с их последствиями. (Отрицательный опыт - это тоже опыт. Найти плюсы и выход).
Уделять ребенку максимум внимания 15 минут каждый день.
Концентрировать внимание не на ошибке, а на том, как выйти из сложной ситуации.
Помните о необходимости телесного контакта (2-3 раза в день минимум).