Featured

Меры наказания и поощрения в современной семье

Поощрение и наказание - простейшие из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать свое отношение к поступкам и проявлениям ребенка.

Я думаю, каждый из вас имеет свое мнение по поводу наказаний и поощрений ребенка, и сегодня мне хотелось бы еще раз рассмотреть виды воздействий, их влияние на детей и эффективность.

Люди чаще всего руководствуются мотивом «потому что», хотя ло­гичнее было бы использовать мотив «зачем». Вполне закономерно, что люди стремятся к конкретному результату, прикладывают определенные усилия, следуя намеченным путем.

Какими мы хотим видеть своих детей? Инициативными или пассив­ными, настойчивыми и упорными или подчиняющимися? Что воспитываем мы в них день изо дня? Взращиваем ли мы в них уверенность в собственных силах и будущих успехах или в очередной раз внушаем неспособность справиться с заданием?

Используя наказание и поощрение, родитель фиксирует внимание чада либо на успехах, либо на неудачах, таким образом, ребенок получает важную информацию о себе, которая ложится в основу «образа Я» и самооценки сына или дочки.

Поощрение положительных проявлений и поступков ребенка спо­собствует повышению его уверенности в себе и чувства компетентности, а следовательно, повышению его самооценки. Постоянное упоминание о недостатках и неудачах повышают неуверенность в собственных силах и внутреннюю тревожность. Каким же мы хотим вырастить своего ребенка? Только определив конечный результат, мы можем правильно использовать воспитательные воздействия, а именно: поощрения или наказания.

Поощрение можно назвать выражением положительной оценки действий детей. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность. Виды поощрения весьма разно образны:

одобрение;

ободрение;

похвала;

благодарность;

предоставление почетных прав и т. д.

Несмотря на кажущуюся простоту, метод требует дозировки и ос­торожности. Неумение или избыточное поощрение может приносить не только пользу, но и вред воспитанию. Важно соблюдать определен­ные требования к поощрению.

Наказание обычно используется для искоренения нежелательного поведения и серьезных проступков. Очень важно разделять мелкие и серьезные нарушения. Выбирая способ наказания сына или дочери, родители должны помнить, что физическое наказание унижает ребенка и способствует развитию негативного «образа Я». Наказывать лучше, лишая хорошего, чем делая плохое. Для того чтобы наказание было эффективным и не разрушало доверительные отношения между детьми и родителями, необходимо соблюдать следующие правила:

1. Наказание должно соответствовать проступку ребенка и по­могать его исправить. Например, если ребенок получил «2», нет смысла лишать возможности смотреть телевизор на целый месяц. Нужно лишить его удовольствия на то время, которое необходимо для подготовки к исправлению оценки.

2. Ребенок может быть наказан только за свой проступок.

Например, если один из братьев получил плохую оценку, не быть наказаны оба брата.

3. Нельзя быть наказанным дважды за один и тот же поступок. Например, родители говорят ребенку, что за беспорядок в комнате он не пойдет в кино, не будет смотреть телевизор и ему не купят новую вещь.

4. Отложенное наказание или угрозы, не приводящие к действиям, вредят авторитету родителей. Нет смысла постоянно повторять сыну или дочке: «Если ты сделаешь это еще раз – я тебя накажу гораздо эффективнее наказать ребенка один раз.     

5. Нельзя наказывать ребенка, когда он болен, плохо себя чувствует, когда ребенок старается и у него не получается.      

Очень важно помогать сыну или дочке разобраться в причинах случившегося независимо от того, насколько серьезным был проступок. Желая видеть своих детей успешными, не переусердствуйте. Давайте детям право на ошибку.

Памятка родителям

Сравнивайте своего ребенка не с другими детьми, а с тем, каким он был вчера. Дайте ребенку ощущение роста своих возможностей.

Постарайтесь найти такую сферу деятельности, в которой  ваш ребенок успешен. Хвалите сына или дочку почаще.

Вы и ребенок должны верить: все успехи постоянны, а неудачи вре­менны.

Не делайте сыну или дочке замечания у всех на глазах, поговорите с ними наедине.

Постарайтесь не фиксировать внимание школьника на оценке. Лучше оценивать его старание и желание учиться.

Все школьные вопросы решайтe с сыном или дочкой спокойно и доб­рожелательно, не заставляйте и не настаивайте.

Помогайте ребенку правильно организовать свое рабочее место, при­учайте его следить за своими вещами.

Поощрение всегда более эффективно, чем наказание. В свою очередь наказание должно выражаться в лишении сына или дочки приятного и привлекательного, а не в негативном воздействии.

Несколько слов о наказании

Наказывать и ругать ребенка нельзя:

когда ребенок болен, плохо себя чувствует или еще не оправился по­сле болезни

когда ребенок ест;

после сна или перед сном;

во время игры

во время учебы или работы

сразу после физической и душевной травмы (падение, травма, драка, плохая отметка, любая неудача);

когда ребенок не справляется: со страхом, с невнимательностью, ленью, раздражительность;

когда у него что-то не получается;

когда мы сами не в себе: устали, огорчены или раздражительны.

               

Как дать ребенку почувствовать себя значимым

Практиковать общение на равных, не «сверху», а на уровне глаз.

Попросить ребенка вас чему-нибудь научить.

Спрашивать у детей совета.

Интересоваться планами ребенка и их учитывать.

Спрашивать у ребенка его вещь и стучаться к нему в комнату.

Просить о помощи в чем-либо. После этого не критиковать.

Давать посильные поручения с заведомым успехом.

Одобрение вообще (в целом).

Поддержка в трудной ситуации.

Не сюсюкать с ребенком. Разговаривать как со взрослым.

Встречать как лучшего друга и провожать.

Позволять ребенку защищать себя, в т. ч. от младших и от девочек.

Если вы не правы, просить прощения.

Позволяйте ребенку выражать свои чувства и делитесь своими.

Позволяйте детям делать ошибки и встречаться с их последствиями. (Отрицательный опыт - это тоже опыт. Найти плюсы и выход).

Уделять ребенку максимум внимания 15 минут каждый день.

Концентрировать внимание не на ошибке, а на том, как выйти из слож­ной ситуации.

Помните о необходимости телесного контакта (2-3 раза в день ми­нимум).