Featured

Районный этап IX республиканского конкурса «Современные технологии в специальном образовании»

 

О проведении районного

этапа IX республиканского

конкурса «Современные технологии

в специальном образовании»

 

В соответствии с приказом главного управления образования Гомельсекого облисполкома от 29.08.2025 №599 «О проведении областного этапа IX республиканского конкурса «Современные технологии в специальном образовании»» в целях выявления, поддержки и распространения эффективного педагогического опыта  

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Провести в период с 1 сентября по 30 сентября 2025 года районный этап IX республиканского конкурса «Современные технологии в специальном образовании» (далее – конкурс).

2. Утвердить Порядок проведения конкурса, состав оргкомитета, жюри конкурса (приложения 1, 2, 3, 4, 5).

3. Учреждению образования «Лельчицкий районный учебно-методический кабинет» (Романдина С.И.), государственному учреждению образования «Лельчицкий районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (Зуевич Н.П.) обеспечить организационную подготовку и проведение в сентябре 2025 года первого (районного) этапа конкурса.

4. Контроль исполнения приказа возложить на заведующего государственным учреждением «Лельчицкий районный учебно-методический кабинет».

 

Приложение 1

к приказу начальника

отдела образования

Лельчицкого райисполкома

 

ПОРЯДОК

проведения первого (районного) этапа IX республиканского конкурса

«Современные технологии в специальном образовании»

 

Целью проведения первого (районного) этапа республиканского конкурса «Современные технологии в специальном образовании» (далее – конкурс) является выявление, раскрытие, поддержка и распространение продуктивного педагогического опыта использования современных технологий в специальном образовании и совершенствования методического сопровождения педагогической деятельности учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования.Задачи конкурса:

изучить опыт организации и содержания работы педагогов, авторских коллективов учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования;

выявить наиболее эффективные формы и методы обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития в условиях класса (группы) интегрированного обучения и воспитания, специального класса (группы), специальной школы-интерната, школы, центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, специальной группы учреждений, реализующих программы профессионально-технического, среднего специального образования;

совершенствовать методическую работу в учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования, способствовать развитию творческого потенциала педагогических коллективов;

развивать систему выявления, обобщения и трансляции продуктивного педагогического опыта в учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования.

Проведение конкурса регламентировано Инструкцией о порядке проведения республиканского конкурса «Современные технологии в специальном образовании», утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 29.10.2007 №65 (в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь 17.10.2012 №123).

Непосредственное руководство подготовкой и проведением конкурса осуществляет государственное учреждение «Лельчицкий районный учебно-методический кабинет», государственное учреждение образования «Лельчицкий районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».

В конкурсе могут принимать участие педагогические коллективы и отдельные педагоги учреждений дошкольного, общего среднего, специального образования, учреждений, реализующих программы профессионально-технического, среднего специального образования.

Во втором (областном) этапе конкурса принимают участие победители первого (районного) этапа конкурса.

Первый (районный) этап конкурса будет проходить в заочной форме.

Для участия в первом (районном) этапе республиканского конкурса учреждения образования представляют в оргкомитет следующие материалы:

заявку (приложение 4);

конкурсную работу (работа должна быть оформлена (приложение 5).

Конкурсные материалы с заявкой представляются в государственное учреждение образования «Лельчицкий районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» по адресу: 247841 г.п. Лельчицы, ул. Победы, 21а, тел. 41981 и по электронной почте:   Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript. (или на электронном носителе) не позднее 30.09.2025.

Материалы, представленные на конкурс, не рецензируются и не возвращаются.

Под образовательной технологией понимается упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению педагогических целей.

Признаки педагогической технологии:

чёткость и определённость в фиксации результата;

наличие критериев его достижения;

пошаговая и формализованная структура деятельности субъекта обучения, определяющая переносимость и повторяемость опыта.

 Примерная структура конкурсной работы должна включать следующие разделы:

Титульный лист.

Введение.

Основная часть.

Заключение.

Список использованных источников.

Приложение.

Конкурсные работы должны содержать: цели и задачи представленной конкурсной работы; описание педагогического опыта реализации современных образовательных технологий; выводы и результаты по использованию современных образовательных технологий в образовательном процессе.

Конкурсные работы оцениваются членами жюри в соответствии с критериями оценки. Максимальное количество баллов, которое может присуждаться конкурсной работе – 4 балла по каждому критерию.

Жюри имеют право не допускать к дальнейшему участию в конкурсе конкурсные работы в случаях:

несоответствия их установленным требованиям к структуре и объёму конкурсных работ;

несоответствия их содержания возрасту и индивидуальным образовательным потребностям заявленной категории обучающихся.

При оценивании конкурсных работ учитываются:

актуальность технологии для повышения качества специального образования;

соответствие содержания конкурсной работы понятию «педагогическая технология»;

согласованность целей и задач конкурсной работы с заявленной проблемой,  представленными результатами;

описание реализации технологии в образовательном процессе;

результативность применения технологии при решении педагогических задач, эффективность и практическая значимость используемой технологии в специальном образовании;

методический уровень описания конкурсной работы.

                Из числа участников первого (районного) этапа конкурса определяются победители, которые награждаются дипломами I, II и III степени.

Участники первого (районного) этапа конкурса, не ставшие победителями и призёрами, получают сертификаты участника.

 

 

Приложение 2

к приказу начальника

отдела образования

Лельчицкого райисполкома

                                                                                                                            

СОСТАВ

организационного комитета первого (районного) этапа

IX республиканского конкурса

«Современные технологии в специальном образовании»

 

Двораковская Татьяна Сергеевна

 

 

Романдина Светлана Ивановна

 

 

 

Зуевич Наталья Петровна

 

 

 

- главный специалист отдела образования Лельчицкого райисполкома

 

- заведующий государственным учреждением «Лельчицкий районный учебно-методический кабинет»

 

- директор государственного учреждения образования  «Лельчицкий районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»

 

                Приложение 3

                к приказу начальника отдела образования Лельчицкого райисполкома

 

ЖЮРИ

первого (районного) этапа IX республиканского конкурса

«Современные технологии в специальном образовании»

 

Двораковская Татьяна Сергеевна

 

- главный специалист отдела образования Лельчицкого райисполкома

Романдина Светлана Ивановна

 

- заведующий государственным учреждением «Лельчицкий районный учебно-методический кабинет»

Лисицкая Людмила Николаевна

- методист государственного учреждения «Лельчицкий районный учебно-методический кабинет»

Зуевич Наталья Петровна

 

- директор государственного учреждения образования  «Лельчицкий районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»

Сечко Марина Николаевна

 

- заместитель директора государственного учреждения образования  «Лельчицкий районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»

Приложение 4

к приказу начальника отдела образования Лельчицкого райисполкома

 

ЗАЯВКА

на участие в первом (районном) этапе IX республиканского конкурса

«Современные технологии в специальном образовании»

 

Наименование учреждения образования

Ф. И. О. автора (авторов)

 

Название работы

 

 

 

 

 

 

Руководитель учреждения

образования                                  (подпись)                     Ф.И.О.               

Приложение 5

 

Требования к структуре и содержанию конкурсной работы

 

Конкурсная работа должна иметь следующую структуру: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, список использованных источников; приложения (при необходимости).

В работе должны быть соблюдены основные требования к письменному тексту:

соответствие содержания теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала; последовательность изложения (развертывания содержания по плану);

логическая связь частей текста, смысловая и грамматическая связь предложений и частей текста;

стилевое единство.

Титульный лист является первой страницей работы, на которой указывается название учреждения образования, тема конкурсной работы, автор(ы) работы, контактная информация.

Введение. В данном разделе необходимо показать, почему выбранная тема важна и стоит тщательного рассмотрения, т.е. обосновать актуальность темы конкурсной работы. 

Основная часть должна содержать описание следующих компонентов: концептуальная основа технологии; процессуальная характеристика (алгоритм деятельности), отличительные особенности разработанной технологии; ресурсное обеспечение.

Концептуальная основа технологии:

проблемное поле рассматриваемой сферы деятельности. (Проблема — это фиксирование определённого несоответствия, из чего следует необходимость преобразования педагогической деятельности. Если же нет проблемы, то и нет оснований для изменения существующей педагогической практики);

ценностные основания преобразования педагогической практики. В данной части должны быть изложены те положения, идеи, приоритеты, которые стали основой для построения по-новому педагогического процесса. Они должны быть чётко, лаконично сформулированы и иметь ссылки на источники (например: 1. Положение Конвенции ООН о правах ребёнка, гласящее …. 2. Концепции совершенствования подготовки лиц с особенностями психофизического развития к трудовой деятельности, семейной жизни, их социализации и интеграции в общество на 2025-2027 годы…);

цель и задачи работы. В соответствии с заявленной проблемой и ценностями формулируются цели работы с описанием её конечного результата (развитие способностей, качеств, формирование знаний, умений, навыков обучающихся определенными педагогическими технологиями в конкретной образовательной ситуации и т.д.).  Задачи работы отражают последовательность действий по достижению цели;     теоретические положения, составляющие смысловое ядро и определяющие основное содержание выстраиваемого по-новому педагогического процесса. Кратко характеризуются положения, подходы, принципы, которые выступили в качестве научнотеоретической основы выстраиваемого по-новому педагогического процесса.

Процессуальная характеристика технологии. Эта часть – собственно описание технологии (алгоритм деятельности). Отражает последовательность действий при применении основных приемов, форм, средств в контексте общей логики образовательной технологии; алгоритм деятельности обучающихся; поэтапные действия педагогического работника; определение критериев для диагностирования успешности применения данной технологии в специальном образовании; доказательность результативности посредством конкретных примеров (результаты диагностики, мониторинга, оценки и т.д.) со ссылкой на материалы приложения;

Ресурсное обеспечение включает описание необходимых ресурсов для воспроизведения данной технологии другими педагогами:

содержание и методика диагностической деятельности; рекомендации педагогам по работе на каждом этапе технологии;

описание необходимых средств обучения для широкого применения технологии.

Заключение – это конкретные выводы, которые вытекают из содержания основной части работы. Заключение должно быть четким, кратким, с описанием перспектив дальнейшего совершенствования педагогической практики.

Список информационных источников должен содержать только перечень тех источников, на которые в работе имеются ссылки. Информационные источники должны быть актуальными, соответствовать содержанию. Источники в списке оформляются в соответствии с требованиями ВАК Республики Беларусь (https://vak.gov.by/node/8026), нумеруются автоматически.

В раздел «Приложения» включается вспомогательный материал. Он формируется в случае необходимости более полного раскрытия содержания работы. Число приложений определяется автором работы. В этот раздел могут включаться: технологические карты, планы-конспекты занятий, мероприятий; примеры дидактических материалов, анкет, опросников и т.д.

 

Общие правила оформления материалов, предоставляемых на Конкурс

Объем работы – 10-12 страниц (без приложения). Количество страниц в приложении – до 10.

Файл следует назвать по фамилии автора (авторов). Например: Иванов И.И., Петрова А.А.

Формат страницы – А4, ориентация книжная.

Требования к оформлению текста: шрифт – Times New Roman, кегль – 14, абзацный отступ – 1,25 см, межстрочный интервал – полуторный, выравнивание текста по ширине; параметры страниц: левое поле – 3, правое поле – 1, верхнее и нижнее поля – 2. 

Текст печатается без переносов слов, повторяющихся пробелов и прочих способов форматирования. Сокращение слов не допускается, кроме общепринятых. Аббревиатуры включаются в текст лишь после их первого упоминания с полной расшифровкой (например, особенности психофизического развития (далее – ОПФР)). Ссылки на литературу оформляются в квадратных скобках в конце предложения (например: [3, с. 21]).

Страницы нумеруются внизу справа, первый лист не нумеруется. Первый лист – титульный. Основной текст начинается со второй страницы. В тексте могут выделяться разделы.

Образец оформления титульного листа

 

____________________________________________________________ (название учреждения образования)

 

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО

КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ»