Методические материалы
Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни
Лисицкая Нина Владимировна, учитель немецкого языка, классный руководитель 11 класса государственного учреждения образования «Лельчицкая районная гимназия имени И. А. Колоса»
Целевая группа: родители учащихся XI класса.
Время проведения занятий: 3-я четверть.
Цель: повышение уровня компетентности родителей по вопросам
Задачи:
обратить внимание на важную роль семьи для развития каждого
показать, что семейные взаимоотношения являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка;
содействовать укреплению и улучшению внутрисемейных отношений;
способствовать формированию культуры общения родителей и детей.
Ход занятия
Эпиграф
Для того чтобы семья могла эффективно решать
задачу подготовки достойной смены, она должна
(В. А. Сухомлинский.)
Вступительная часть.
Классный руководитель: (на фоне спокойной музыки)
В семейном кругу мы с вами растём!
Основа основ - родительский дом!
В семейном кругу все корни твои!
И в жизнь ты выходишь из семьи!
Добрый день, уважаемые родители!
Сегодня мы собрались поговорить на одну важную тему. Я думаю, что вы уже догадались, о чём пойдёт наш сегодняшний разговор (ответы родителей).
Да, сегодня мы будем говорить о семье и о подготовке юношей и девушек к семейной жизни. И эпиграфом нашего разговора мы взяли слова известного педагога В. А. Сухомлинского: «Для того чтобы семья могла эффективно решать задачу подготовки достойной смены, она должна учить ребенка этому еще с колыбели». Согласны ли вы с этим утверждением? (ответы родителей).
Основная часть.
Школа мудрости для каждого человека начинается в семье. И это действительно так. Семья является первичным институтом социализации подрастающего поколения, передачи опыта семейной жизни. Её воспитательное воздействие на ребенка трудно переоценить. Для ребенка, его нравственного, психического развития семья выступает как социальная среда самого ближайшего окружения. В семье ребенок получает первоначальные знания о мире, здесь формируется его характер, потребности, интересы, нравственные идеалы и убеждения, основы гуманистических и альтруистических чувств, в ней он усваивает моральные ценности, социальные нормы, формирует мироощущение и отношение к другим людям. Непосредственный опыт родительской семьи определяет во многом процесс личностного самоопределения, сложившиеся установки и ценностные ориентации в сфере семейной жизни.
Являясь важнейшей составляющей общества, современная семья переживает ряд трудностей. За последние годы отмечается увеличение числа незарегистрированных браков, увеличение количества разводов и неполных семей, снижение рождаемости.
Многие проблемы современной семьи и общества связаны с ценностными ориентирами и культурой общества, отдельной личности (психологическая, нравственная, правовая и гендерная культура), с уровнем образования и воспитания. Анализ причин кризиса молодой семьи указывает на отсутствие готовности молодых людей к ответственному выполнению обязанностей супругов и родителей, на недостаток необходимых знаний и
умений для конструктивной реализации актуальных потребностей, успешного общения и совместной деятельности в ближайшем окружении. Поэтому существует настоятельная необходимость формирования у молодёжи системы представлений о нравственно-психологических основах семьи и брака, регуляции поведения в брачно-семейных отношениях. Важнейшим аспектом семейного и нравственного воспитания подрастающего поколения в настоящее время является организация подготовки молодёжи к семейной жизни[1].
Для эффективного выполнения будущих семейно-брачных ролей молодые люди должны получить определенные знания, умения и навыки в области семейной жизни. Необходимо в целом утвердить потребность человека в семье, сформировать психологическую готовность иметь детей и стремление их правильно воспитывать.
Одной из сторон качественной подготовки будущих семьянинов является осознание молодыми людьми ценности семьи, ее роли в обществе и значения для развития личности, степень информированности о будущей семейной жизни. Такая информированность определяется комплексом знаний о семье и браке, умений и навыков в области семейно-брачных отношений, и состоит из следующих компонентов:
1) хозяйственно-экономическая подготовленность, включающая комплекс экономических знаний и хозяйственных умений, необходимых в быту, которыми должны овладеть юноши и девушки (равномерное распределение хозяйственных обязанностей между супругами, умение организовать быт и досуг, умение планировать и соблюдать семейный бюджет и др.);
2) социальная самостоятельность – предусматривающая понимание будущими супругами ответственности за созданную семью, их экономическую самостоятельность, реальные возможности обеспечить семью материально, создать нормальные жилищно-бытовые условия и др.;
3) социальные и правовые знания по семейно-брачным отношениям – заключающиеся в понимании социальной значимости семьи как ячейки общества (знакомство с основами семейного законодательства, с правами и обязанностями супругов, родителей, детей, с правовыми нормами, регулирующими отношения в браке, семье и др.);
4) сексуальная воспитанность – наличие необходимых знаний об интимных отношениях в жизни супругов;
5) нравственно-психологическая готовность к семейной жизни – заключается в целом ряде качеств (проявляется в серьезном отношении к браку, к выбору спутника жизни, в чувстве ответственности за созданную семью, в готовности налаживать здоровую нравственно-психологическую атмосферу семьи, в умении улаживать сложные конфликты в семье, в терпимости к недостаткам членов семьи, справедливости в оценке поступков супругов и др.) [1].
В воспитании будущего семьянина огромная роль принадлежит, конечно же, семье. Поведение родителей, их совместная жизнь, супружеские отношения в родительской семье создают у детей представление о семье и браке, оказывают значительное влияние на формирование установок детей к вопросам пола, на их отношение к противоположному полу. Воспитание будущего семьянина во многом зависит от образа жизни и поведения родителей. Характер воспитания в родительской семье в значительной степени предопределяет облик будущей семьи, детей. При этом большое значение для формирования качеств семьянина имеют структура семьи, социальное положение семьи, материальное обеспечение и уровень образования родителей, личностные качества родителей, характер отношений в семье, интересы и род занятий ее членов.
Особую значимость приобретает внутренняя атмосфера семьи. Что же такое семейная атмосфера? Это отношения между всеми членами семьи, тон и стиль общения. Семейную атмосферу можно назвать ещё психологическим климатом семьи – это устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают все члены семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.
Для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки:
- сплоченность семьи;
- возможность всестороннего развития личности каждого ее члена;
- высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу;
- чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности;
- гордость за принадлежность к своей семье;
- ответственность;
- стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу;
- общение на интересующие всех темы;
- совместное выполнение домашних работ;
- открытость семьи, ее широкие контакты.
Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи.
Если же в семье:
- постоянные конфликты;
- члены семьи отрицательно относятся друг к другу;
-испытывают чувство незащищенности, тревожность, эмоциональный дискомфорт, напряженность, отчуждение,
в этом случае правомерно говорить о неблагоприятном психологическом климате в семье.
Эмоционально-благоприятные взаимоотношения в семье стимулируют у всех ее членов чувства, поведение, действия, направленные друг на друга. Благополучие человека в семье переносится на другие сферы взаимоотношений. И напротив, конфликтная обстановка в семье, отсутствие душевной близости между ее членами часто лежат в основе дефектов развития и воспитания. Таким образом, характер внутрисемейных отношений, нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности будущего семьянина. Усваивая нормы поведения и семейных отношений, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с окружающими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на свою будущую семью.
Формирование у детей качеств личности семьянина во многом определяется характером отношений их родителей. С первых дней своей жизни, через все детство будущие мужья и жены извлекают из отношений родителей уроки этики и психологии семейной жизни, распределения домашних обязанностей, культуры взаимоотношений мужа и жены. Культура взаимоотношений супругов является для детей наглядным и самым главным уроком семейной жизни, и во многом определяет их установки на брак и семью. Условия и образ жизни семьи, личный пример родителей, гармония и красота их отношений создают тот неповторимый, своеобразный стиль семейной жизни, который и формирует у детей представления, чувства и необходимые качества будущих супругов и родителей. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей, свою будущую семью.
От крепости и устойчивости семейно-брачных отношений зависит полноценное физическое и духовное развитие детей, психическое здоровье самих супругов. Родительская семья играет важную роль в формировании брачно-семейных установок. Как полная так и неполная. И связи с этим с большей вероятностью брачно-семейные установки в полной семье будут выражены положительной динамикой.
В современной малодетной семье отношения между супругами являются основным фактором устойчивости семьи и определяют отношение к детям. Культура супружеских отношений поэтому является главным условием нравственно-полового воспитания детей в семье и подготовки их к будущей семейной жизни.
Под влиянием родительской семьи у ребенка формируются семейно-ролевые представления в сфере домашнего хозяйства. Именно в ней закладываются представления об организации хозяйственной деятельности в семье, о «современном мужчине» и «современной женщине».
Формирование репродуктивных ориентаций также происходит в большой степени под влиянием родительской семьи. Проведенные исследования показали наличие прямой связи между потребностью в детях у родителей и потребностью в детях у их взрослых детей.
Ориентация современных семей на рождение одного-двух детей оказывает существенное влияние на формирование репродуктивных ориентаций подрастающего поколения. Так, потребность в детях у супругов, выросших в однодетной семье, выражена значительно слабее, чем у супругов, выросших в многодетной семье.
Исходя из особенностей психологической атмосферы родительского дома, можно говорить о благополучных и неблагополучных семьях. Разные семьи по-разному формируют нравственно-психологический облик будущего семьянина, его знания, умения, ценностные ориентации, привычки, поведение и ожидания по отношению к партнеру по браку и браку вообще. Все это вместе составляет базис благополучной семейной жизни. Благополучный родительский дом формирует у детей положительные эмоциональные установки по отношению к будущему супругу и браку в целом, снабжает их необходимым для супружеского единения образцами поведения.
Сформировавшиеся в родительском доме положительные эмоциональные и нравственные установки, модели семейного (брачного) поведения создают больше перспектив для формирования собственного успешного брака у выходцев из благополучных семей.
Если говорить о неполной семье, то как правило она оказывает негативное воздействие на формирование брачно-семейных установок. В неполной семье ребенок лишен образца того, как должны вести себя мужчины и женщины в различных ролевых ситуациях, поэтому в будущем, в своей собственной семье человек далеко не всегда сможет продемонстрировать адекватное полоролевое поведение; это приводит к диcфункциональности и конфликтам и, возможно, тоже к распаду семьи. Основная причина статистически значимой связи неблагополучия раcпадающейся молодой семьи с неблагополучием семьи родителей одного из молодых супругов (или обоих супругов) - их неадекватная полоролевая социализация.
Таким образом, благополучие брака, как и пороки семейной жизни родителей, передаются как бы по наследству. Стиль и характер взаимоотношений родителей настолько сильно программирует стереотип брачно-семейных отношений, что отойти от негативной модели семейной жизни своих родителей взрослым детям не всегда удается.
В настоящее время во многих семьях наблюдается весьма противоречивое отношение к ребенку: с одной стороны - излишняя опека, освобождение его от ряда посильных для него обязанностей, удовлетворение всех материальных потребностей, с другой - недостаток внимания и общения. И то, и другое пагубно отражается на формировании личности ребенка. Если в семье нет общих переживаний, взаимозаботы и чуткости, то блокируется развитие гуманистической направленности личности, что отрицательно скажется впоследствии на формировании качеств семьянина, готовности к семейной жизни, нравственной потребности в материнстве и отцовстве. Особенно ярко потребность в неофициальном, доверительном общении со взрослыми выражена в старшем школьном возрасте, что обусловлено прежде всего появлением у старшеклассников ряда вопросов, ответы на которые они не могут получить в кругу своих сверстников (например, проблемы взаимоотношений с представителями противоположного пола).
Именно в общении со старшим поколением молодежь постигает смысл жизни вообще и смысл семейной жизни в частности. Вызывает беспокойство тот факт, что у многих подростков и юношей отсутствует доверительное общение с близкими взрослыми людьми - как с отцом, так и с матерью. Чаще всего в таком положении оказываются дети, выросшие в семьях, где не установились близкие духовные контакты как между супругами, так и между родителями и детьми. Образ жизни подобных семей и сложившийся в ней стиль взаимоотношений оказывают отрицательное воздействие на формирование у детей способности к полноценному общению. Дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, обладают повышенной чувствительностью ко всякому обращению к ним взрослого, испытывают трудности в отношениях со сверстниками. У таких детей усложняется усвоение ролевого поведения в рамках своего пола. Излишняя опека или недостаток общения в семье пагубно отражается на формировании личности ребенка и не способствует подготовке его к будущей самостоятельной семейной жизни.
Крепкая и дружная семья – это надежный фундамент здорового социума. Ценности – это стены маленькой ячейки общества, это правила и нравственные принципы, устои, традиции, по которым она живет, которые старается не нарушать. Несмотря на то, что все семьи кардинально отличаются друг от друга, есть десять основных ценностей, которые важны каждой семье. Предлагаю вам «расшифровать» содержание этих неизменных понятий.
Любовь (Это наиболее важная ценность. Для того чтобы сохранить это чувство, необходимо чаще говорить друг другу о своих искренних чувствах. Родители должны прививать своим детям это чувство, чтобы оно формировалось с самого рождения. Это большой шаг к саморазвитию ребенка).
Традиции (Семейные традиции уникальны для каждой семьи. В каждом доме есть свои правила, обычаи, идеалы, по которым живут все члены семьи. Они живут, стараясь не нарушать их. Семейные традиции играют важную роль в укреплении доверия и уверенности. Они дают возможность сплотить всех ее членов, и в особенности представителей разных поколений).
Общение (Общение является одним из основных факторов формирования личности ребенка. Общаясь с детьми, мы передаём им знания (когнитивное общение), обмениваемся с ними своими желаниями, интересами и потребностями (мотивационное общение), прививаем навыки и умения (деятельностное общение), делимся эмоциями (эмоциональное общение). Общение формирует доверие, на котором все держится).
Взаимопонимание (Это основа крепких отношений между супругами. Они должны слушать друг друга, делиться своими переживаниями, выражать собственные эмоции. Если нет диалога, то постепенно муж и жена отдаляются друг от друга, что позднее приводит к разводу).
Внимательность (Умение слушать и слышать, уступать — это ценности в семье, которые занимают важное место. Внимательный партнер должен замечать изменения в настроении своего возлюбленного, другие мелочи, которые имеют значение для второй половинки. Если человек не обращает внимания на своего мужа или жену, то это рано или поздно приведет к краху отношений).
Честность (Если родители честны со своими детьми и наоборот, а также муж и жена не обманывают друг друга — то в такой семье всегда будет царить гармония. В таком доме никогда не будет ссор, недопонимания, размолвок. Честность в отношениях – основа крепкого и надежного тыла.).
Сплоченность (Членам семьи нужно иметь личное пространство и свободу для различного рода деятельности. Но каждый должен четко знать, что он имеет крепкую семью, в которую всегда может вернуться. Чтобы быть одним целым, необходимо вместе проводить досуг, встречаться с родственниками).
Прощение (Нужно уметь прощать и просить прощение, не обижаться по пустякам. Жизнь настолько коротка, чтобы тратить ее на ненужные, отнимающие энергию, время и силы, ссоры).
Доброта (Нужно с детства учить детей отличать добро от зла, отдавать, не требуя взамен.. Естественное желание быть добрым и чутким человеком является основой нравственности. Добрым можно назвать поступок, который способен сделать окружающий мир лучше, чище).
Ответственность (Прививать ее ребенку необходимо с детства. Начиная с уборки игрушек, поддержания порядка в комнате, ухода за домашним животным и так далее. Ребенку легко будет идти по жизни, обладая этим бесценным качеством).
А сейчас предлагаю посмотреть социальные видеоролики про семью.
https://www.youtube.com/watch?v=9K81p4rcbR4
https://www.youtube.com/watch?v=aGmgsK37b00
Выскажите, пожалуйста, своё мнение об увиденном. О какой самой важной семейной ценности идет в них речь? (Ответы родителей).
Семья – не просто ячейка общества, как принято говорить. Это маленькое «государство» со своим уставом. Семья – это место, откуда всё начинается: воспитание, передача традиций и ценностей, приобщение к социуму, обучение морали и нравственным принципам, в соответствии с которыми нужно жить. Семья ассоциируется в первую очередь с родителями. Именно они играют главную роль в жизни каждого ребенка, дают путевку в будущее, воспитывают в нем доброту, человечность, тактичность, помогают развить эмпатию. Понимание того, что человек имеет крепкую семью, дает уверенность, силу.
В своих представлениях о будущей семье современная молодежь ориентируется на модель взаимодействия и ролевой структуры родительской семьи. Ценности семейной жизни, благоприятный климат, сложившиеся моральные принципы и устои формируют у молодых людей образ будущей семьи, помогают обществу стать гармоничным. Крепкий тыл обеспечивает здоровое эмоциональное и физическое развитие каждого участника семьи: жены, мужа, детей.
Таким образом, семья, являясь первичным институтом социализации подрастающего поколения, оказывает сильнейшее воздействие на брачно-семейные установки и подготовку молодежи к самостоятельной семейной жизни.
Заключительная часть.
Надеюсь, что сегодняшний разговор был для вас полезен и ещё раз доказал вам, насколько важен личный пример в воспитании детей, особенно в подготовке их к будущей семейной жизни. Ведь мы очень хотим, что жизнь в семье наших детей была счастливой и гармоничной.
Рефлексия.
Перед вами лежат разноцветные сигнальные карты (розовая – информация полезная и значимая, серая – информация неактуальная). Выберите, пожалуйста, ту карту, которая отражает ваше впечатление от участия в занятии. Цвет сигнальных карт говорит о том, что вы почерпнули много полезной и значимой для себя информации.
На память о нашем разговоре я хочу предложить вам, уважаемые родители, рекомендации по взаимоотношениям в семье (Приложение 1) и памятку «Золотые правила семейной жизни» (Приложение 2).
Звучит песня «Родительский дом».
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и паденье, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
Пусть в ваших семьях царит любовь и понимание!
До новых встреч!
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1.Считаете ли Вы актуальной тему сегодняшнего разговора? Аргументируете свою точку зрения.
2.Согласны ли Вы с тем, что над любыми устойчивыми взаимоотношениями между мужчиной и женщиной нужно постоянно работать? Объясните свою точку зрения.
3.Можно ли говорить о том, что стиль и характер взаимоотношений родителей может запрограммировать будущую семейную жизнь их детей? Аргументируете свою точку зрения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Проведению занятия предшествует предварительная подготовка: классный руководитель изучает литературу по теме занятия, осуществляет отбор необходимой информации, выбирает форму проведения занятия, готовит раздаточный материал (карточки «Расшифруй семейные ценности», сигнальные карты), подбирает музыку и видеоматериалы.
Рекомендуемая форма проведения занятия – лекция, открытый разговор. Эффективными методами и приёмами являются следующие:
-опора на жизненный опыт родителей: родители делятся мнением по поводу полученной информации, обсуждение высказываний авторитетных учёных; просмотр и обсуждение видеоролика «Идеи для семейных традиций»;
В качестве рефлексии выбран приём «Сигнальная карта». Родителям предлагается выразить своё впечатление от участия в занятии.
На занятии используются мультиборд для воспроизведения музыки, просмотра видеоматериалов и демонстрации информации, карточки «Расшифруй семейные ценности», сигнальные карты розового и серого цвета для проведения рефлексии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Методические материалы «Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Podgotovka-starsheklassnikov-k-budushhej-semejnoj-zhizni.pdf Дата доступа: 14.02.2024.
Приложение 1.
Рекомендации родителям по взаимоотношениям в семье.
1. Всегда и независимо от обстоятельств дарить друг другу любовь, тепло, заинтересованность, сочувствие. Слушатели и зрители необходимы всем, а в семье особенно.
2. Уметь конструктивно выяснять отношения, идти на компромиссы, а не ругаться.
3. Всегда помнить о чувстве юмора. Смех — это «клей» для отношений.
4. Не ставить условий и не подчеркивать недостатки другого. Придирки никогда еще ничего не укрепляли.
5. Банально, но все важные решения необходимо принимать вместе.
7. Научиться не прикасаться к личному пространству и времени партнера уважать его свободу. Как бы вам ни было комфортно вместе, каждому человеку время от времени нужно оставаться наедине с самим собой и своими мыслями. Иногда полезно прогуляться одному на природе, почитать книгу или уделить время своим хобби.
9. Уметь «держать руку на пульсе», не пытаясь контролировать. Надо всегда знать, что именно сейчас важно для партнера. И не спрашивать, а чувствовать: вот почему не стоит отправлять мужа в химчистку именно тогда, когда он получил на работе выговор. Это просто, если отвлечься от собственного «я» и обратить внимание на партнера. В будущем это окупится сторицей.
10. Стараться вместе убирать в доме, готовить, делать домашние дела и не считаться, кто больше сделал или отдыхал.
11. Не додумывать за своего партнера и не делать собственные выводы от его имени.
12. Учиться любые перемены в жизни воспринимать философски, с куражом и энтузиазмом. Помогает не только в семейных отношениях, но и в жизни в целом.
13. Не врать и не провоцировать друг друга на обман, оставаясь открытыми и искренними.
14. Беречь друг друга: прежде чем обнародовать какую‑нибудь нелегкую правду, следует хорошенько подумать, насколько супруг обрадуется, когда услышит то, о чем и не собирался спрашивать.
15. Больше общаться, не держать всех недовольств и проблем в себе. Если вас что-то не устраивает – лучше обсудить эту ситуацию как можно раньше, чтобы она потом не стала причиной взаимных оскорблений. То же касается и детей. Мудрые родители всегда выслушают детей и дадут ценный совет.
Приложение 2.
Памятка «Золотые правила семейной жизни».
1. Семья всегда на первом месте. Необходимо как можно чаще проводить время вместе. Это семейные праздники, ужины, завтраки, ведь дети видят и перенимают ту трепетность чувств, которую проявляют близкие и родные друг к другу.
2. Не пренебрегайте уважением. Нужно начинать с себя. Если вы не будете уважать родных, чужих людей, своих детей, в конце концов они так же будут относиться ко всем, а это страшно.
3. Создавайте вместе семейные традиции.
4. Приобщайте детей к домашней работе, хвалите их за это обязательно.
5. Показывайте свою любовь к ним. Чаще говорите теплые слова.
6.Демонстрируйте сыновьям идеал семейного мужчины, чтобы он воспользовался этой моделью поведения и в будущем создал свою крепкую и надежную семью.