Насилие в семье
Воспитание нравственности в семье
Ни для кого не секрет, что воспитание культурного человека не только успешно обучающегося и образованного, сколько нравственного, способного сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества. Использовать их в повседневной жизни, демонстрируя это своим поведением, общением, своей жизнью.
В настоящее время это сложно. Хаотичные явления в обществе, государстве, школе, понимание личной свободы как вседозволенности приводит к тому, что нравственные приоритеты теряют свою значимость и привлекательность.
Первый урок нравственности – безнравственности дети получают в семье. Потребительство, злоба, жадность, безразличие формируют нравственную сторону жизни маленького человека, переступающего порог социума. Потребительство уже давно перестало иметь отношение к действительно насущной потребности человека. Получается, что классный руководитель работает с личностью растворенной в вещах. Зачастую семья формирует частичного человека. Этот человек взаимодействует с другими только для своей выгоды. Очень модной стала минимизация требований к себе. Только все должны, обязаны. Школа, сад, классный руководитель, директор, общественные организации все кроме родителей. Им обязаны, а не они. Сейчас формируется человек машина, за компьютером ученик находит утешение в неудачах, успокоение. Если такому человеку предложить активно действовать (крушить, ломать) он это сделает, не задумываясь зачем. Но самое главное, что человек – интернет, поглотитель информации, наркотически зависимый от техники - но свободный от традиций и ценностей, человек сиюминутных желаний.
Воспитание – это постепенное обогащение ребенка знаниями, умениями, опытом. Это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идет в разрез с принятыми в обществе моральными устоями.
В семье должны придерживаться одних и тех же требований.
1 каждый ребенок, должен знать, что его любят. Если нет – он не будет уважать своих близких и вообще людей.
2 ребенок должен жить в атмосфере искренности и правды иначе дисциплина и долг, деликатность и порядочность не будут привиты.
3 ребенок должен иметь право на разъяснение и рассуждение. Разъяснять, не обсуждая личности, а анализируя ситуацию.
4 исключение из обращения безнравственных приемов наказания ребенка. Наиболее возможно порицание – резкая оценка действий без оскорблений.
5 закон понимания можно, надо, нельзя. Иначе – отношение к своим желаниям как к чуду и требование его выполнить.
6 традиции и обычаи семьи должны быть окрашены положительно. Ребенок должен знать сочувствие, переживание, доброту.
7 родители должны демонстрировать своим детям собственную работоспособность и блага с ней связанные. Свой пример всегда полезней.
8 культивировать в семье положительные привычки. Не словом, а делом. Если приучаете ребенка не курить, то и сами бросьте вместе с ним. Конечно, проще запрещать, но попробуйте быть под запретом вместе.
9 максимально оградить от общения с безнравственными людьми, так как важнейшим методом овладения знаниями, опытом, умениями у детей является имитация. Этот инстинкт заставляет ребенка воспроизводить все поступки и действия взрослых окружающих его. Только к семи годам ребенок может оценивать поведение и поступки других. Поэтому родители должны продумывать и контролировать каждый свой шаг и поступок, чтобы не стать примером безнравственности.
Воспитание одна из главных задач школы, но воспитать только в школе невозможно. Оттого и не получается иногда целостная личность, что в школе учат «высокому», иногда оторванному от внешнего мира, а дома «приземленному», но такому нужному для выживания. Если взаимодействие родителей и школы будет носить характер союза, а не конфронтации ребенок будет высоконравственным гражданином, гордостью и образцом для подражания.