Реализация Школ здоровья в Республике Беларусь – действенная модель сохранения здоровья учащихся в процессе обучения
Здоровье взрослого населения в значительной степени определяется здоровьем детей, так как многие формы патологии формируются в детстве, поэтому в настоящее время сохранение и укрепление здоровья детей и подростков рассматривается как составная часть национальной безопасности страны.
Несмотря на предпринимаемые меры, на фоне неблагоприятной демографической ситуации отмечается ряд негативных тенденций в состоянии здоровья детского населения республики: увеличение заболеваемости практически по всем классам болезней, ухудшение физического развития, снижение уровня физической подготовленности. По данным государственной статистической отчетности (Форма 1-дети (Минздрав)) заболеваемость детей до 14 лет с впервые в жизни установленным диагнозом в 2013 г. составила 178 471,9 на 100 тыс. детского населения, заболеваемость подростков (15-17 лет) – 139 105,5. Уровни заболеваемости остаются высокими, и превышают показатели 2003 г. в 1,2 раза у детей до 14 лет и 1,4 раза у подростков. За время обучения уменьшается количество детей первой группы здоровья наряду с увеличением наполняемости третьей группы здоровья.
Результаты многочисленных научных исследований свидетельствуют о том, что наиболее выраженный рост распространенности функциональных нарушений, хронических заболеваний, отклонений в физическом развитии, частоты острой и обострения хронической патологии у детей происходит в период получения систематического образования. Это связано с изменяющимися в этот период условиями обучения и воспитания, когда интенсивно происходит рост и развитие. Специальными исследованиями установлено непосредственное влияние на формирование здоровья учащихся факторов внутришкольной среды, вклад которых может достигать 27%.
Результаты научных исследований, выполненных коллективом специалистов БелМАПО, РУП «Научно-практический центр гигиены» в 2010-2014 гг. свидетельствуют, что при переходе на предметное обучение каждый пятый школьник имеет хроническое заболевание в состоянии компенсации или декомпенсации, при этом удельный вес абсолютно здоровых детей составляет лишь 10%, к возрасту 10-12 лет среди обследованных у каждого третьего ребенка наблюдаются нарушения осанки и нарушения остроты зрения, в отдельных учреждениях образования около 30% детей имеют резко дисгармоничное физическое развитие за счет избыточной массы тела, нарушения микроэлементного статуса. Установлены значительные группы детей, подверженные влиянию медико-социальных факторов риска периода беременности и родов матери (употребление алкогольных напитков, курение, контакт с вредными производственными факторами), раннего детства, условий жизни ребенка (низкая двигательная активность, нарушение структуры потребления продуктов питания и др.) негативно влияющие на состояние здоровья детей и подростков.
Неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков приводят к таким негативным социальным последствиям как неготовность к школьному обучению, ограничения профессиональной пригодности и к службе в армии, нарушения формирования и реализации репродуктивного потенциала, рождение нездорового потомства и др.
Наиболее агрессивными факторами, которые на современном этапе значимо влияют на формирование здоровья школьников, являются интенсификация процесса обучения, а также дефицит времени для усвоения информации. Все это выраженные психотравмирующие факторы для школьника, что в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности оказывает стрессорное воздействие на развивающийся организм. Значимой причиной ухудшения состояния здоровья школьников является недостаточная эффективность современной системы гигиенического обучения и воспитания по формированию у детей и подростков умений и навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к своему здоровью. Данная ситуация определяет необходимость создания единой системы профилактических мероприятий в учреждениях образования и в домашних условиях, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Школы способны вносить существенный вклад в сохранение и укрепление здоровья учащихся, поэтому Европейским региональным комитетом Всемирной организации здравоохранения ВОЗ (2005 г.) принята Европейская стратегия «Здоровье и развитие детей и подростков», направленная на оказание содействия государствам-членам в выработке собственных стратегий и программ укрепления здоровья детского населения. Многие организации, в том числе Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, Центры контроля и профилактики заболеваний США (Centers for Disease Control and Prevention, CDC), Международный союз медико-санитарного просвещения и укрепления здоровья (International Union for Health Promotion and Education, IUHPE), проводя международные программы в сфере охраны здоровья, все больше вовлекают работников школ в свою деятельность.
За последние двадцать лет был осуществлен ряд стратегических инициатив и программ под разными названиями, например, «Health Promoting Schools» («Школы, содействующие сохранению здоровья учащихся»), «Comprehensive School Health» («Комплексная программа укрепления здоровья школьников»), «Child Friendly Schools» («Школы доброжелательные к ребенку»), а также инициатива FRESH (Focusing Resources on Effective School Health – «Формирование ресурсов для эффективного школьного здравоохранения»). Несмотря на разные названия, все эти стратегии объединяет целостный подход к созданию в школах здоровой среды для обучения, основанный на понимании, что все аспекты школьной жизни в той или иной мере влияют на здоровье учащихся.
Одним из перспективных международных проектов создания здоровьесберегающей среды является реализация в европейском регионе Европейской сети школ, содействующих укреплению здоровья. Данная сеть была основана в 1991 году, и более чем за двадцатилетний период во многих государствах – участницах продемонстрировала значительные успехи в сохранении здоровья детей в школах. Работа Сети направлена на сохранение и укрепление здоровья школьников, которое является неотъемлемой частью политики, как в образовательном секторе, так и в секторе здравоохранения в Европе. Школы, реализующие политику укрепления здоровья обучающихся, повышают возможности детей и взрослых в плане обеспечения безопасной и благоприятной для здоровья социальной, физической и психологической среды, способствуют формированию у учащихся сознательного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. До 2014 года сеть школ здоровья развивалась в 43 странах. Многочисленными исследованиями доказано, что школы здоровья положительно влияют как на состояние здоровья школьников, так и на их академическую успеваемость. Обмен опытом работы, продвижение эффективных моделей школ здоровья осуществляется на платформе Европейской сети школ здоровья (SHE).
Так, в Российской Федерации школы, содействующие укреплению здоровья (далее – ШСУЗ), появились в середине 90-х годов прошлого века, и в настоящее время их насчитывается свыше 13 тысяч практически. Деятельность ШСУЗ ориентирована на образование детей в области здоровья, при этом обучение здоровью проводится систематически и непрерывно от ступени к ступени обучения с учетом возрастных особенностей развития учащихся. Образовательные программы способствуют активизации учащихся с целью формирования сознательного их отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Педагоги в своей работе используют различные индивидуальные и групповые формы, методы и средства обучения детей здоровью с применением современных информационно-коммуникационных технологий.
Эффективность работы ШСУЗ в формировании здорового образа жизни подтверждена результатами научных исследований НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН.
В апреле 2014 года подписано Соглашение о создании на базе НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН Московского отделения офиса Школ здоровья в Европе (SHE). Основная задача отделения — поддержка реализации стратегического плана школ здоровья в Европе в странах Восточной Европы и Центральной Азии (ВЕЦА). В соответствии со Стратегическим планом SHE 2013-2016, сеть школ, содействующих здоровью в Европе (SHE), фокусирует свое внимание на обеспечении здоровья в школах как неотъемлемой части стратегии в области здравоохранения и образования в странах-членах ЕС, что SHE способствует разработке и реализации национальной политики в области укрепления здоровья школьников.
В Республике Беларусь в организованных детских коллективах создаются благоприятные условия для обеспечения оптимального роста и развития обучающихся: с учетом современных требований разрабатываются нормативные правовые акты, определяющие требования к условиям организации образовательного и воспитательного процессов учащихся в учреждениях общего среднего образования - благоустраиваются учебные помещения, нормируется учебная нагрузка, режим труда и отдыха и т.д. В то же время не в полной мере разработана единая система здоровьесберегающей среды, учитывающая местный и индивидуальный уровни, направленная на улучшение состояния здоровья и физического развития, повышение работоспособности и ускорение восстановительных процессов после тех или иных нагрузок. Необходима целенаправленная работа среди родителей по формированию навыков здорового образа жизни в семье, по увеличению двигательной активности детей, организации рационального питания.
Следует отметить, что практически во всех регионах имеются учреждения общего среднего образования, где проводится значительная работа по формированию у школьников навыков здорового образа жизни, охвату родителей и учителей гигиеническим обучением и воспитанием. Включение таких учреждений в единую сеть школ здоровья и присоединение к Сети школ здоровья в Европе будет способствовать повышению эффективности проводимых санитарно-гигиенических мероприятий, а так же созданию условий для сохранения и укрепления здоровья, оздоровлению детей в общеобразовательных учреждениях и как результат снижению удельного веса детей, имеющих третью и четвертую группы здоровья, функциональные отклонения, дисгармоничное физическое развитие.
В настоящее время Министерством здравоохранения Республики Беларусь направлено Письмо в Московское отделение офиса Школ здоровья в Европе о готовности к сотрудничеству и содействию в деятельности в сфере развития школ здоровья в нашей республике. Таким образом, наша страна стала 44-й страной в Европе, присоединившейся к SHE. В настоящее время Министерством здравоохранения и Министерством образования Республики Беларусь проводится активная работа по созданию Школ здоровья в нашей стране.
Создание в Республике Беларусь школ здоровья и на их базе ресурсных центров профилактики заболеваний будет способствовать распространению опыта здоровьесбережения в учреждениях общего среднего образования, эффективному использованию ресурсов, направленных на охрану здоровья школьников, а также значительному увеличению охвата специалистов учреждений общего среднего образования гигиеническим обучением.
Авторы:
Гузик Елена Олеговна, заведующий кафедрой гигиены и медицинской экологии государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования», канд. мед. наук, доцент
Малахова Алла Антоновна, заведующий отделением гигиены детей и подростков государственного учреждения «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья»