Ресурсный центр “Гимназия – территория здоровья”
Самое ценное, что есть у человека – это жизнь, а самое ценное в его жизни – здоровье. Сегодня проблема сохранения здоровья детей все более отчетливо осознается представителями системы образования как профессионально значимая. Это объясняется, прежде всего, тем, что само понятие «здоровье» трактуется более широко, чем просто отсутствие заболеваний. Под здоровьем сегодня понимается естественное состояние организма, полное физическое, психическое, духовное, моральное и социальное благополучие, уровень физического развития, соответствующий возрасту.
Политика, в которой заложено наше будущее – это здоровье детей, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Согласно статистическим данным, за период обучения детей в школе, состояние здоровья части детей ухудшается. Проблема сохранения здоровья учащихся в настоящее время является не только педагогической, но и обрела социальное значение.
Учреждения общего среднего образования (УО) являются тем образовательным пространством, в рамках которого происходит не только профессиональное, социальное и гражданское самоопределение учащихся, но и формирование их здоровья.
Для реализации мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся целесообразным является формирование здоровьесберегающего пространства в УО, которое способствует сохранению и укреплению здоровья детей и подростков в процессе получения систематического образования.
Для создания единой системы здоровьесберегающих мероприятий, направленных на обеспечение оптимального роста и развития ребенка и повышение устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, необходим действенный «инструмент», которым является реализация на базе УО информационного проекта «Школа – территория здоровья» в рамках Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь на 2016-2020 гг.».
Этот проект касается всех участников образовательного процесса, к которым относятся обучающиеся, законные представители несовершеннолетних обучающихся и педагогические работники.
Осуществление проекта «Школа – территория здоровья» соответствует международному опыту (43 страны европейского региона), где с 1991 г. под эгидой Европейской комиссии, Совета Европы и Европейского регионального бюро ВОЗ функционирует сеть Школ здоровья (SchoolforhealthinEurope – SHE). В декабре 2014 г. к группе SHE присоединена Республика Беларусь.
Школы здоровья Республики Беларусь, к каковым относится и наша гимназия, являются ресурсными центрами по сохранению здоровья учащихся, активно поддерживают школьный подход к здоровью и инициативное участие всех членов школьного сообщества (учащиеся, педагоги, законные представители несовершеннолетних обучающихся, медицинские работники), способствуя достижению образовательных и социальных целей.
Коллектив нашей гимназии рассматривает здоровье как цель, содержание и результат педагогического процесса, как условие, фактор и критерий успешности взаимодействия учителей и учащихся в образовательной деятельности. Деятельность педагога к педагогическому процессу направлена как на обучение, так и на обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья.
Модель «Гимназия-территория здоровья» объединяет и согласовывает работу педагогического коллектива, медико-психологической службы, общественности по формированию культуры здорового образа жизни всех участников образовательного процесса.
Здоровый образ жизни – это отражающая совокупность индивидуальных разумных способов организации жизнедеятельности, которые удовлетворяют естественные, материальные, духовно- нравственные и социальные потребности человека, реализуют его ценностное отношение к своему здоровью и оздоравливают социокультурные условия жизни человека. То есть, здоровый образ жизни – это есть индивидуальная стратегия жизнедеятельности человека по достижению состояния благополучия, реализующаяся на основе ценностных социокультурных представлений о феномене «здоровье» и с учетом индивидуальных особенностей жизнедеятельности. Для решения проблемы по существу необходимы не просто профилактические мероприятия (санитарно-гигиенические, медицинские мероприятия по улучшению показателей заболеваемости, физического и нервно-психического развития и т.п.), а создание целостной системы обучения и воспитания в данном учреждении, которая способствовала бы формированию потенциала здоровья и здоровой личности ребенка и вела к оздоровлению всего школьного коллектива.
Цель: обеспечение комплексного подхода к сохранению здоровья учащихся, создание условий, способствующих формированию навыков здорового образа жизни и здорового поведения.
Задачи ресурсного центра сохранения здоровья:
- Разработка и реализация программ сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса.
- Аккумулирование передового опыта и технологий формирования здоровьесберегающей среды и профилактики заболеваний.
- Распространение опыта работы ресурсного центра в других УО на основе сетевого взаимодействия.
- Воспитание у обучающихся культуры здоровья (формирование грамотности в вопросах здоровья, практическое воплощение потребности вести ЗОЖ, заботиться о собственном здоровье).
Механизм реализации модели:
- Разработка и апробация комплекса диагностических методик для определения эффективности здоровьесберегающей деятельности, используемых в образовательном учреждении.
- Мониторинг состояния здоровья детей. Учёт заболеваемости детей, контроль физической подготовленности.
- Комплексная профилактика, развивающая и диагностико-коррекционная работа, направленная на предупреждение и преодоление недостатков психического развития.
- Создание благоприятного психологического климата в классах.
- Организация работы валеологических уголков в классах.
- Пропаганда здорового образа жизни среди школьников, их родителей и жителей социума.
- Организация работы спортивных секций, кружков. Вовлечение родителей в активный досуг.
- Обсуждение проблем здоровья на педагогических советах, конференциях, семинарах, консультациях.
- Обмен опыта работы по сохранению здоровья детей с педагогами других образовательных учреждений.
Приоритетным направлением ресурсного центра гимназии является деятельность по сохранению здоровья участников образовательного процесса через реализацию педагогических проектов.
Особое внимание, безусловно, уделяется учащимся. В 2017/2018 учебном году запланирована реализация следующих инициатив:
1-4 классы – воспитание навыков личной гигиены;
5-8 классы – формирование привычки правильного и здорового питания в гимназии и дома;
9-11 классы – профилактика табакокурения, алкогольной зависимости, наркомании; гендерное воспитание.
Планируемые итоги реализации стратегии Школы здоровья:
– повышение уровня здоровьесберегающей компетентности учащихся, их родителей, учителей;
– формирование стойких установок на приоритет здорового образа жизни всех участников образовательного процесса;
– уменьшение напряжения адаптационных механизмов, повышение функциональных возможностей организма, развитие физического потенциала, снижение заболеваемости учащихся и педагогов;
– улучшение результатов обучения и успеваемости учащихся;
– совершенствование социально-психологической атмосферы и повышение удовлетворения работой педагогического персонала УО;
– объединение усилий различных структур для сохранения и укрепления здоровья детей;
– внедрение во все предметные области образования здоровьесозидающих технологий;
– коррекция протестного поведения учащихся (табакокурение, ранняя алкоголизация, рискованное половое поведение; наркозависимость и др.).