Тренинговое занятие «Эффективное общение в семье»
Тренинговое занятие «Эффективное общение в семье»
Цель:
- Развивать представление о сущности конфликтов в системе детско-родительских отношений, понимания естественности их возникновения в повседневной жизни, формирование взаимопонимания.
Задачи:
- Вырабатывать новые модели поведения в конфликтных ситуациях;
- Отработка модели решения повседневных конфликтов;
- Создавать между родителями и детьми положительный, эмоциональный настрой.
Предварительная подготовка:
- проведение социологического опроса среди подростков на тему «Взаимоотношение в семье»;
- подготовка театрально-сценического действия с элементами метода Форум-театра.
Ход занятия
Ведущий: Добрый день, друзья! Мы очень рады видеть вас. Приятно, что вы, отложив все свои многочисленные хлопоты и заботы, пришли сюда вместе со своими детьми. Сегодня мы предлагаем тему, которая, всегда была актуальной. Разногласие, спор, конфликт. Мы часто сталкиваемся с ними в повседневной жизни, на работе, в школе, на улице, в семье. Проблема конфликта между родителями и детьми или её ещё называют «Проблема отцов и детей» одна из древнейших на земле. Ведь ещё Сократ в 5 веке до нашей эры говорил: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей».Понятно, что конфликты детей и родителей всегда существовали, существуют, и будут существовать, они неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений. Однако нередко конфликты в семье становятся определяющими и ведущими в общении между родителями и детьми, теряется взаимопонимание, отношения становятся неблагополучными.
Чтобы узнать,какими определяют отношения в семье наши учащиеся, Совет старшеклассников провёл социологический опрос форме анкетирования. Результаты представлены на слайдах.
Беседа по результатам анкетирования. Подведение итогов.
Возможность возникновения конфликтов существует во всех сферах, а в системе детско-родительских отношений они особенно актуальны. А есть ли какие-то пути конструктивного и успешного разрешения конфликтной ситуации?В этом мы попытаемся разобраться на нашей встрече.
Вашему вниманию предлагаем театрально-сценического действия конфликтной ситуации с элементами метода Форум-театра.
Разыгрывание ситуаций.
Учащийся ведущий.Татьяна собирается идти в школу в одном жакете, а на улице этим утром довольно прохладно.
Учащиеся выступают в роли действующих лиц.
Мать: «Надень пальто. Этот жакет слишком легкий».
Девочка«Пальто не одену».
Мать:(на повышенных тонах) «Я твоя мать, и ты будешь делать то, что я говорю. Немедленно надень пальто!»
Девочка:(на повышенных тонах) «Не буду я одевать, это дурацкое пальто!»
Мать:(на повышенных тонах) «Я тебе сказала, одень пальто, на улице сегодня холодно. Ты, что совсем ничего не понимаешь, когда тебе мать говорит?»
Девочка:(крича) «Не буду я надевать это пальто, если тебе надо, ты его и одевай!»
Учащийся 1. Конфликт ярко выражен. Если выиграет мать, девочка будет чувствовать себя униженной и мрачно отправится на уроки, кляня всех взрослых и строя планы, как бы наказать семью, а заодно и школу. Возможно, она и наденет пальто, но выйдя из дома его снимет. Если же выигрывает девочка, мать остается не в духе.
Я предлагаю родителям, найти пути решения выхода из этой ситуации, чтобы оно максимально учитывало интересы обеих сторон.
Ведущий: Большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть, когда каждая сторона идёт на частичные уступки для общего удобства.
(Плакат «Компромисс» «Компромисс – это соглашение на основе взаимных уступок»)
Вот вариант решения этой проблемы с использование компромисса.
(Разыгрывается сценка)
Мать: «Надень пальто. Этот жакет слишком легкий».
Девочка«Пальто не одену».
Мать: «Можем ли мы согласиться, что мы обе не хотим, чтобы ты простыла?» –
Девочка кивает.
Мать: «А раз так, нам остается только выяснить, как этого добиться. Ты считаешь, что пальто для этого надевать не нужно. Я считаю, что нужно. Давай посмотрим, возможно, ли какое-то иное решение проблемы здоровья?»
Девочка: «Ладно, как насчет того, чтобы надеть под жакет свитер?»
Мать: «Прекрасная мысль».
Учащийся 1: На этом инцидент исчерпан, у мамы и дочери прекрасное настроение. И думаю, что дальнейший день у обеих сложится хорошо.
Примеры ситуация для проигрывания
Содержание:
Ведущий учащийся.Подросток хочет пойти гулять, но уроки не выучил. Родители настаивают, чтобы он сначала выучил уроки.
Пример компромиссного решения проблемы:
Мама:- Ты куда собираешься?
Подросток:- Иду гулять.
Мама: - Но ты ещё не сделал уроки?
Подросток: - Ну и что, потом сделаю.
Мама: - Сначала надо сделать уроки.
…………………………………………..
Подросток любит слушать громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу возникают конфликты.
Пример компромиссного решения проблемы:
Мама: - Сделай тише музыку.
Подросток: - Я люблю слушать, когда играет громко.
…………………………………………
Учащийся 1.У подростка в комнате беспорядок, убираться нет никого желания, родители настаивают, чтобы в комнате была сделана уборка:
Пример компромиссного решения проблемы:
Мама: - Опять у тебя бардак в комнате, уберись, пожалуйста, у себя
Подросток: - Я не хочу сейчас убираться.
………………………………………………
Учащиеся 1.Подросток хочет погулять сегодня подольше, родители не разрешают:
Пример компромиссного решения проблемы:
Подросток: - Можно я сегодня погуляю подольше?
Мама: - Нет.
……………………………………………….
Упражнение « Как я обращаюсь к своему ребёнку». Родителям предлагается написать слова, фразы, предложения, которые он наиболее часто произносит в адрес своих детей.
Полноценный человек, деятельный и полезный для общества, реализующий свои творческие возможности, способный прийти на помощь ближним, – это человек с несколько завышенной или адекватной самооценкой. К такому тянутся, с таким дружат.
Психологи сделали вывод, что есть слова и выражения, кажущиеся безобидными, но способные при частом повторении раздражать не меньше, чем явная грубость или крик, даже если они сказаны спокойным тоном. А есть другие слова, способные залечивать обиды, заглаживать промахи, улучшать настроение. К числу выражений, снижающих самооценку другого и которые нужно исключить из общения между взрослыми, взрослыми и детьми, относятся следующие (эти выражения были собраны с помощью старшеклассников, им давалось задание написать слова и выражения, которые снижают их самооценку и которые – повышают, и которые они слышат от родителей, педагогов и сверстников):
Я тысячу раз тебе говорил, что...
О чем ты только думаешь...
Неужели тебе трудно запомнить, что...
Неужели тебе не понятно, что...
Сколько раз надо повторять...
Неужели ты не видишь, что...
Все люди (такие-то, так-то себя ведут), а ты...
Ты стал таким (скучным, грубым, невнимательным...)
Ну что за друзья у тебя...
Ну на кого ты похож(а)...
Что ты ко мне пристала...
Ты такая же (такой же), как твои родители, тоже...
К числу выражений, повышающих самооценку другого и которые желательно употреблять как можно чаще, относятся:
Посоветуй мне, пожалуйста...
Ты меня всегда правильно понимаешь...
Посоветуй мне, ты ведь так хорошо разбираешься в...
Как я тебе благодарен (благодарна)...
Я бы никогда не сумел(а) сделать это так хорошо, как ты... (часто жены используют эту фразу: «Лучше тебя никто мусор не выносит, вынеси, пожалуйста…)
Какие у тебя замечательные друзья...
Общаясь с тобой, можно многому научиться...
У тебя поразительная наблюдательность...
Всегда бы иметь такого приятного партнера (собеседника)...
Смотреть, как ты работаешь, – одно удовольствие...
Пожалуй, я пошел бы с тобой в разведку...
Верно говорят! У тебя действительно «золотые» руки...
Анализ полученных результатов.
Просмотр видеороликов, чаепитие.