Тренинговое занятие «Эффективное общение в семье»
Тренинговое занятие «Эффективное общение в семье»
Цель:
- Развивать представление о сущности конфликтов в системе детско-родительских отношений, понимания естественности их возникновения в повседневной жизни, формирование взаимопонимания.
Задачи:
- Вырабатывать новые модели поведения в конфликтных ситуациях;
- Отработка модели решения повседневных конфликтов;
- Создавать между родителями и детьми положительный, эмоциональный настрой.
Предварительная подготовка:
- проведение социологического опроса среди подростков на тему «Взаимоотношение в семье»;
- подготовка театрально-сценического действия с элементами метода Форум-театра.
Ход занятия
Ведущий: Добрый день, друзья! Мы очень рады видеть вас. Приятно, что вы, отложив все свои многочисленные хлопоты и заботы, пришли сюда вместе со своими детьми. Сегодня мы предлагаем тему, которая, всегда была актуальной. Разногласие, спор, конфликт. Мы часто сталкиваемся с ними в повседневной жизни, на работе, в школе, на улице, в семье. Проблема конфликта между родителями и детьми или её ещё называют «Проблема отцов и детей» одна из древнейших на земле. Ведь ещё Сократ в 5 веке до нашей эры говорил: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей».Понятно, что конфликты детей и родителей всегда существовали, существуют, и будут существовать, они неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений. Однако нередко конфликты в семье становятся определяющими и ведущими в общении между родителями и детьми, теряется взаимопонимание, отношения становятся неблагополучными.
Чтобы узнать,какими определяют отношения в семье наши учащиеся, Совет старшеклассников провёл социологический опрос форме анкетирования. Результаты представлены на слайдах.
Беседа по результатам анкетирования. Подведение итогов.
Возможность возникновения конфликтов существует во всех сферах, а в системе детско-родительских отношений они особенно актуальны. А есть ли какие-то пути конструктивного и успешного разрешения конфликтной ситуации?В этом мы попытаемся разобраться на нашей встрече.
Вашему вниманию предлагаем театрально-сценического действия конфликтной ситуации с элементами метода Форум-театра.
Разыгрывание ситуаций.
Учащийся ведущий.Татьяна собирается идти в школу в одном жакете, а на улице этим утром довольно прохладно.
Учащиеся выступают в роли действующих лиц.
Мать: «Надень пальто. Этот жакет слишком легкий».
Девочка«Пальто не одену».
Мать:(на повышенных тонах) «Я твоя мать, и ты будешь делать то, что я говорю. Немедленно надень пальто!»
Девочка:(на повышенных тонах) «Не буду я одевать, это дурацкое пальто!»
Мать:(на повышенных тонах) «Я тебе сказала, одень пальто, на улице сегодня холодно. Ты, что совсем ничего не понимаешь, когда тебе мать говорит?»
Девочка:(крича) «Не буду я надевать это пальто, если тебе надо, ты его и одевай!»
Учащийся 1. Конфликт ярко выражен. Если выиграет мать, девочка будет чувствовать себя униженной и мрачно отправится на уроки, кляня всех взрослых и строя планы, как бы наказать семью, а заодно и школу. Возможно, она и наденет пальто, но выйдя из дома его снимет. Если же выигрывает девочка, мать остается не в духе.
Я предлагаю родителям, найти пути решения выхода из этой ситуации, чтобы оно максимально учитывало интересы обеих сторон.
Ведущий: Большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть, когда каждая сторона идёт на частичные уступки для общего удобства.
(Плакат «Компромисс» «Компромисс – это соглашение на основе взаимных уступок»)
Вот вариант решения этой проблемы с использование компромисса.
(Разыгрывается сценка)
Мать: «Надень пальто. Этот жакет слишком легкий».
Девочка«Пальто не одену».
Мать: «Можем ли мы согласиться, что мы обе не хотим, чтобы ты простыла?» –
Девочка кивает.
Мать: «А раз так, нам остается только выяснить, как этого добиться. Ты считаешь, что пальто для этого надевать не нужно. Я считаю, что нужно. Давай посмотрим, возможно, ли какое-то иное решение проблемы здоровья?»
Девочка: «Ладно, как насчет того, чтобы надеть под жакет свитер?»
Мать: «Прекрасная мысль».
Учащийся 1: На этом инцидент исчерпан, у мамы и дочери прекрасное настроение. И думаю, что дальнейший день у обеих сложится хорошо.
Примеры ситуация для проигрывания
Содержание:
Ведущий учащийся.Подросток хочет пойти гулять, но уроки не выучил. Родители настаивают, чтобы он сначала выучил уроки.
Пример компромиссного решения проблемы:
Мама:- Ты куда собираешься?
Подросток:- Иду гулять.
Мама: - Но ты ещё не сделал уроки?
Подросток: - Ну и что, потом сделаю.
Мама: - Сначала надо сделать уроки.
…………………………………………..
Подросток любит слушать громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу возникают конфликты.
Пример компромиссного решения проблемы:
Мама: - Сделай тише музыку.
Подросток: - Я люблю слушать, когда играет громко.
…………………………………………
Учащийся 1.У подростка в комнате беспорядок, убираться нет никого желания, родители настаивают, чтобы в комнате была сделана уборка:
Пример компромиссного решения проблемы:
Мама: - Опять у тебя бардак в комнате, уберись, пожалуйста, у себя
Подросток: - Я не хочу сейчас убираться.
………………………………………………
Учащиеся 1.Подросток хочет погулять сегодня подольше, родители не разрешают:
Пример компромиссного решения проблемы:
Подросток: - Можно я сегодня погуляю подольше?
Мама: - Нет.
……………………………………………….
Упражнение « Как я обращаюсь к своему ребёнку». Родителям предлагается написать слова, фразы, предложения, которые он наиболее часто произносит в адрес своих детей.
Полноценный человек, деятельный и полезный для общества, реализующий свои творческие возможности, способный прийти на помощь ближним, – это человек с несколько завышенной или адекватной самооценкой. К такому тянутся, с таким дружат.
Психологи сделали вывод, что есть слова и выражения, кажущиеся безобидными, но способные при частом повторении раздражать не меньше, чем явная грубость или крик, даже если они сказаны спокойным тоном. А есть другие слова, способные залечивать обиды, заглаживать промахи, улучшать настроение. К числу выражений, снижающих самооценку другого и которые нужно исключить из общения между взрослыми, взрослыми и детьми, относятся следующие (эти выражения были собраны с помощью старшеклассников, им давалось задание написать слова и выражения, которые снижают их самооценку и которые – повышают, и которые они слышат от родителей, педагогов и сверстников):
Я тысячу раз тебе говорил, что...
О чем ты только думаешь...
Неужели тебе трудно запомнить, что...
Неужели тебе не понятно, что...
Сколько раз надо повторять...
Неужели ты не видишь, что...
Все люди (такие-то, так-то себя ведут), а ты...
Ты стал таким (скучным, грубым, невнимательным...)
Ну что за друзья у тебя...
Ну на кого ты похож(а)...
Что ты ко мне пристала...
Ты такая же (такой же), как твои родители, тоже...
К числу выражений, повышающих самооценку другого и которые желательно употреблять как можно чаще, относятся:
Посоветуй мне, пожалуйста...
Ты меня всегда правильно понимаешь...
Посоветуй мне, ты ведь так хорошо разбираешься в...
Как я тебе благодарен (благодарна)...
Я бы никогда не сумел(а) сделать это так хорошо, как ты... (часто жены используют эту фразу: «Лучше тебя никто мусор не выносит, вынеси, пожалуйста…)
Какие у тебя замечательные друзья...
Общаясь с тобой, можно многому научиться...
У тебя поразительная наблюдательность...
Всегда бы иметь такого приятного партнера (собеседника)...
Смотреть, как ты работаешь, – одно удовольствие...
Пожалуй, я пошел бы с тобой в разведку...
Верно говорят! У тебя действительно «золотые» руки...
Анализ полученных результатов.
Просмотр видеороликов, чаепитие.
Коленская Татьяна Григорьевна 01.11
Сергеенко Тамара Николаевна 08.11
Герман Инна Владимировна 10.11
Колесник Надежда Васильевна 14.11
Герман Федор Николаевич 19.11
Федорович Елена Николаевна 25.11
Воронович Екатерина Владимировна 28.11
Кондик Иван Адамович 30.11