Тематический план родительского университета для родителей учащихся 5-9 классов
Тематический план родительского университета
для родителей учащихся 5-9 классов
2 ступень – «Мой ребёнок – подросток»
№ |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
1 |
5-е классы |
|||
1.1 |
Тема 1. Адаптация ребёнка в новом коллективе. Формирование нового учебного коллектива. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассника к школе. |
сентябрь |
семинар-практикум |
классный руководитель, педагог-психолог, медицинский работник |
1.2 |
Тема 2. Ребенок среди сверстников. Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку наладить отношения со сверстниками? |
ноябрь |
беседа |
классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
1.3 |
Тема 3. Ваш ребёнок вырос. Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возрастаю |
февраль |
лекция |
педагог-психолог, педагог социальный, медицинский работник |
1.4 |
Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье. Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета. |
май |
круглый стол с элементами дискуссии |
классный руководитель, педагог социальный |
2 |
6-е классы |
|||
2.1 |
Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Ребёнок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребёнка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка. |
сентябрь |
семинар-практикум |
классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
2.2 |
Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков. Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. |
декабрь |
семинар-практикум с элементами психологического тренинга |
классный руководитель, педагог-психолог |
2.3 |
Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребёнка от опасностей в социальных сетях. |
март |
круглый стол с элементами дискуссии |
классный руководитель, педагог-психолог |
2.4 |
Тема 4. Организация летнего отдыха подростков. Правила безопасности поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период. |
май |
конференция |
педагог социальный, медицинский работник |
3 |
7-е классы |
|||
3.1 |
Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников. Возрастные особенности 13-14 летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе. |
сентябрь |
беседа |
педагог-психолог, медицинский работник |
3.2 |
Тема 2. Профилактика правонарушений подростков. Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска». |
ноябрь |
круглый стол с элементами лекции |
педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних |
3.3 |
Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста. Жизнь семьи с ребёнком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и не потерять. Правила взаимодействия с подростком. |
февраль |
беседа |
педагог социальный, педагог-психолог |
3.4 |
Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков. Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех |
апрель |
семинар-практикум |
классный руководитель, педагог-психолог |
4 |
8-е классы |
|||
4.1 |
Тема 1. Жизненные цели подростков. Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей. |
октябрь |
лекция |
педагог-психолог, педагог социальный |
4.2 |
Тема 2. Как уберечь подростка от насилия. Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»). |
декабрь |
семинар-практикум с элементами психологического тренинга |
педагог-психолог, педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних |
4.3 |
Тема 3. Осторожно: суицид. Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения. |
март |
беседа |
педагог-психолог, педагог социальный |
4.4 |
Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях. Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей. Семейные конфликты в диаде «родители – дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов. |
май |
круглый стол |
классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
5 |
9-е классы |
|||
5.1 |
Тема 1. Портрет современного подростка. Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учёбе. |
сентябрь |
лекция |
классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный, медицинский работник |
5.2 |
Тема 2. Агрессия, её причины и последствия. Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка. |
ноябрь |
беседа |
педагог-психолог, педагог социальный |
5.3 |
Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек. |
февраль |
круглый стол |
классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
5.4 |
Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков. |
апрель |
семинар-практикум |
классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
Тематика консультаций
для родителей учащихся 5-9 классов
Класс |
Темы консультаций для родителей |
Ответственные |
5 |
Мой ребёнок – подросток. |
классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних |
Психологическое особенности младших подростков |
||
Ребёнок в коллективе сверстников |
||
Межличностное общение подростков |
||
Отношения в семье |
||
Компьютерные игры: польза или вред? |
||
Вопросы дисциплины |
||
Ответственность родителей за воспитание детей |
||
6 |
Роль отца и матери в воспитании ребёнка |
классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних, медицинский работник |
Как научить учиться с удовольствием? |
||
Школьные конфликты |
||
Трудности переходного возраста |
||
Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ? |
||
Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения? |
||
Трудовое воспитание в семье |
||
7 |
Ваш любимый неидеальный ребёнок |
классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних, медицинский работник |
Подростковый возраст: проблемы полового созревания |
||
Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов |
||
Любовь и дружба в подростковом возрасте |
||
Как помочь ребенку стать взрослым? |
||
Подростки в социальных сетях: безопасное поведение |
||
Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье |
||
Предотвращение отчужденности между родителями и детьми |
||
Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»? |
||
8 |
Как научиться понимать и принимать подростка? |
классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный, медицинский работник |
О родительском авторитете |
||
Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях? |
||
Подросток в социальных сетях: что делать? |
||
Как научить подростка быть ответственным за свои поступки? |
||
Домашняя работа: удовольствие или наказание? |
||
Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания |
||
Как сохранить репродуктивное здоровье подростка? |
||
9 |
Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. |
классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних, медицинский работник |
Самооценка поведения |
||
Как помочь подростку в выборе профессии? |
||
Как научить детей распоряжаться деньгами? |
||
Свободное время и его значение в формировании личности подростка. |
||
Интернет-зависимость: пути преодоления. |
||
Организация свободного времени детей и период летних каникул |
||
Ответственное родительство – залог благополучия семьи |
Коленская Татьяна Григорьевна 01.11
Сергеенко Тамара Николаевна 08.11
Герман Инна Владимировна 10.11
Колесник Надежда Васильевна 14.11
Герман Федор Николаевич 19.11
Федорович Елена Николаевна 25.11
Воронович Екатерина Владимировна 28.11
Кондик Иван Адамович 30.11