ИГРА
"ПРОФКОНСУЛЬТАЦИЯ" Целью игры "профконсультация"
является специально организованная помощь школьников друг другу при выборе
профессии под наблюдением и контролем психолога. Игра имеет разные варианты,
которые имеют отдельные описания. В некоторых вариантах игра включает в себя
игровые ситуации, которые могут выступить как самостоятельные игры. I. ИГРА "ПРОФКОНСУЛЬТАЦИЯ" (основной
вариант) Цель данного варианта игры - познакомить учащихся с
процедурой правильного построения личных профессиональных планов, а также
научить школьников оказывать некоторую профориентационную
помощь своим товарищам. Условия проведения игры. Игра рассчитана на учащихся 7-10 классов. В игре участвует группа
школьников /3-4 человека/. Для игры необходимо отдельное помещение. Процедура проведения игры. Подготовительный этап. Ведущий кратко знакомит учащихся
с основными элементами личного профессионального плана ( в
более простых вариантах - с "тремя китами" выбора профессии:
"хочу", "могу", "надо"). На подготовительном
этапе важно удобно рассадить участников игры за общим столом. Сам отбор в
игровую группу осуществляется только на добровольных началах. 2 этап. Ведущий знакомит участников с условиями. Инструкция: "Большое значение имеет правильный выбор профессии и
построение профессиональной карьеры. В этом могут Вам помочь специалисты
службы профориентации. 2 этап. Школьники самостоятельно ведут игру, а ведущий
сидит в стороне и наблюдает за их действиями. При организации своего
вмешательства в игру, ведущий должен иметь в виду следующие моменты: а/ На первых порах учащиеся, как правило,
осваивают непривычные для них роли и серьезные вопросы почти не обсуждают.
Ведущий не должен им мешать. - игровой конфликт перерастает в межличностный ; Все вмешательства должны быть минимальными. д/ Кроме непосредственного вмешательства ведущий может
подбадривать некоторых участников с помощью одобрительных взглядов, жестов. 3 этап. Обсуждение игры (проигрывание). При обсуждении ведущий может спросить у "учащегося" и его
"родителей": - "Заслуживают ли профконсультанты вашей благодарности?" или После этого ведущий сам может назвать некоторые ошибки
профконсультантов, а также ошибочные высказывания учащихся и родителей и
рассказать (или показать) как можно было бы действовать правильно. При этом важно опираться на общую схему построения личного
профессионального плана. 4 этап. После обсуждения школьники меняются ролями и организуется следующее проигрывание. Обычно следующие проигрывания проходят более динамично, с меньшим
количеством ошибок. Диагностические возможности игры. Игра позволяет определить готовность учащихся работать с различными
элементами личного профессионального плана, а также со всей схемой личного
профессионального плана. Поскольку работа ведется с небольшой группой,
психолог получает ценную информацию о каждом участнике. Типичные трудности. Поскольку школьники совершают в игре немало ошибок, психологу постоянно
хочется подсказывать, вмешиваться в игру, тем самым снижая ее активизирующий
эффект. Данная игра имеет высокую содержательную насыщенность и нередко
бывает трудно сохранить логику игры, не дать ей возможность развиваться
стихийно. Особенно часто это проявляется при первом проигрывании. В игре
могут возникать вопросы, с которыми не знаком и сам ведущий, поэтому
желательно иметь под рукой различную справочную литературу. Перспективы развития игры. Игра может стать совершеннее при введении в нее дополнительных
активизирующих приемов, при использовании компактных справочников, при более
продуманном подборе игровых групп. Перспективным представляется использование
специальных игровых протоколов для фиксации хода игры. |